Cтраница 4
Храм Вознесения, ( бесспорно, имел не местное, а общерусское знамение. Совершенно очевидно, что его ( гигантская высота при небольшой функциональной ( площади имама никак не Обусло-вилась практическим назначением постройми. Сооружение несло художественный образ, отражающий величие окрепшей власти, идею независимости и торжества русской ( государственности, служило та мятником большому событию. Формы храма ( производили большое ( впечатление на современников. Церковь та велми чудна высотою - и красотою и светлостию, такова ие была прежде того в Руси, - записал летописец. Величие форм достигнуто решением наружного объема как бы вырастающего ив холма у обрыва реки и вовлекающего в ком. В создании этой невиданной доселе каменной формы зодчие определенно опирались на деревянные прототипы - русские шатровые церкви. Миого суждений было высказано исследователями в отношении этой шатровой формы храма, повторившей в камне характерный ода тер русских дере-вяннькх сооружений. Для нас должно быть иоиятно, что эта типичная форма могла обеспечивать уже в первой сигнальной стадии восприятия распознание функциональных и структурных свойств постройки, давая толчок дальнейшему движению процесса по шути эстетического образного восприятия. Шатровая форма не является IB этом важном отношении лишь механическим воспроизведением в ( камне деревянной конструкции. Возникает ассоциация с шатровой деревянной церковью, но она адесь вер-шенно по-новому трактована. [46]