Cтраница 2
Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства человека в обществе в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный. [16]
В качестве объекта нужно рассматривать не только производство, но и общество в целом, его развитие. Тогда объектом планирования станут воспроизводствен - ные процессы - воспроизводство человека, социальной - системы, природы, материального и научно-информационного потенциалов и др. Соответственно и показатели планов будут меняться: от категории выпусков - к категории состояний управляемой системы. [17]
К этим функциям прежде всего относится функция воспроизводства человека. Конечно, биологическое воспроизводство человека в определенных размерах происходит и вне семьи, в условиях внебрачных отношений, но последние по замыслу своему не ориентированы, как правило, на воспроизводство человека. И если сегодня мы фиксируем в России уже не просто тревожащее снижение рождаемости, но и начавшийся процесс депопуляции, то причину сего надо видеть не только в общей социально-психологической атмосфере неуверенности, царящей в обществе; причина и в кризисе семьи, прогрессирующем вытеснении семейно-брачных отношений внебрачными отношениями между полами. [18]
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ - цена минимума жизненных средств, физически необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Определяется на основе минимального набора потребительских товаров и услуг и действующих цен на них в расчете на душу населения. Прожиточный минимум не обеспечивает нормального воспроизводства человека, он ниже стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы - стоимость набора жизненных благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства работника и членов его семьи. В статистике показатель прожиточный минимум идентифицируется с границей бедности. Та часть населения, доходы которой не обеспечивают прожиточного минимума, относится к категории бедных. [19]
Духовные потребности связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека. [20]
Что касается определения самого понятия семьи, то, по-видимому, надо говорить о различных научных школах и подходах. В российской социологии существует три - четыре одинаково правомерных подхода. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства. Историческое развитие ведет к превращению семьи и в социальную общность, и в социальный институт. В этих своих ипостасях семья рассматривается как элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим фактором ее единства и функционирования становятся социально-психологические связи, в которых находит выражение также природная основа супружества. [21]
Органы и ( или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и ( или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Действие вышеуказанного Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани ( яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты. [22]
Органы и ( или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и ( или) тканей человека, а также, реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Действие вышеуказанного Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани ( яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты. [23]
Экологический рынок, по Н. Ф. Реймерсу, можно определить как глобальный взаимовыгодный конкурентный обмен всем, что представляет экономическую, экологическую и социальную ценность. В последнее время говорят о рынке экологических услуг - обмене всем, что улучшает жизнь людей, экономит при-родно-ресурсный потенциал. В сферу экологического бизнеса и рынка попадает восемь направлений хозяйственной и социальной деятельности общества: 1 - измерительная и контрольная техника, 2 - ресурсосберегающие технологии и техника, 3 - использование вторичных ресурсов, 4 - экологическое воспроизводство и планирование, 5 - воспроизводство человека, 6 - рекреация, 7 - экологическое обучение, 8 - демографическая регуляция. [24]
Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа. [25]
Приняв определение быта как внепроизводственной сферы человеческого бытия, он тем самым зафиксировал диалектическую связь производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности. Быт понимался при этом как организация потребления в самом широком смысле, включая потребление и материальных и духовных благ и ценностей, созданных человечеством, и субъективных человеческих ценностей ( общение) [ 132, с. Энгельса о двоякого рода производстве и воспроизводстве непосредственной жизни, прочно привязав семью к воспроизводству человека ( детопроизводству) в интересах функционирования общества. [26]
Остро необходимо создание благоприятной природной среды для жизни людей и функционирования хозяйства. Наконец, необходимо целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека - природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека включает значительный комплекс мер - от жилищного строительства до производства продуктов питания. [27]
Остро необходимо создание благоприятной природной среды для жизни людей и функционирования хозяйства. Наконец, необходимо целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека - природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека включает значительный комплекс мер - от жилищного строительства до производства продуктов питания. [28]
Земля имеет границы антропогенной нагрузки, определяющие порог возможностей ее биосферы, устанавливающие предел роста материального богатства в ноосфере и тем самым обусловливающие исчерпаемость как экстенсивного, так и интенсивного экономического развития. В условиях антропогенной перегруженности планеты экономический рост должен быть прекращен, а процесс возвышения потребностей должен быть трансформирован в развитие духовного мира, т.е. в процесс приумножения знаний, духовных потребностей. Сам факт ограничения аграрно-промышленной деятельности, учитывающей ресурсные и биосферные возможности, рассчитывается математически, хотя психологически трудно воспринимается. Жажда материального благополучия, охватившая умы людей со времен промышленной революции, привела человечество к тупику. Надежды на перестройку образа мышления и поведения, на становление разумных потреоностей людей теоретики Римского клуба связывают с растущей ролью образования. В конечном итоге, и технико-технологическая деятельность должна быть ориентирована на производство и воспроизводство Человека. [29]
Разумные потребности - одновременно действительные и абсолютно возможные, поскольку отвечают потребностям производства и воспроизводства человеческого рода, всестороннему и гармоничному развитию человеческого индивида. Критерием разумности потребностей здесь выступает человек как цель общественного производства, общественного бытия в целом. Если потребление воспроизводит индивида во всем богатстве его человеческого содержания, то речь идет об удовлетворении разумных потребностей. Через удовлетворение разумных потребностей индивид возвращается к самому себе, но как производящий и воспроизводящий себя человек, как обогащающий в себе человеческое содержание. Итак, потребление созидает ( производит, воспроизводит) человека как целостное образование, в том числе, его потребности. В этом процессе выделяются две стороны. Первая: если потребление производит Человека, то оно предполагает удовлетворение разумных потребностей. Вторая: такое потребление воспроизводит разумные потребности. Обусловленность существования социально организованной материи самим фактом производства и воспроизводства Человека требует становления, развития и удовлетворения разумных потребностей и тем самым придает оптимизм общественному прогрессу. [30]