Cтраница 2
Одно из значительных мероприятий, проведенных правительством Екатерины II в крае, связано с религиозной политикой. Следует отметить, что одной из основных причин башкирских восстаний является насильственная христианизация населения Поволжья и Южного Урала. [16]
Между тем есть все основания рассматривать многие материалы периода башкирских восстаний XVI-XVII вз. [17]
Говоря о колонизации Башкирии Россией, следует выделить верных правительству старшин, действовавших вместе с царскими наместниками. В такой позиции части башкирских феодалов была заложена и слабость башкирских восстаний - отсутствие единства в их рядах. [18]
Серьезные успехи достигнуты в изучении социально-экономических отношений в Башкирии в XVII-XVIII вв. Этой теме посвящены специальные исследования, она рассматривается также в работах о башкирских восстаниях. [19]
По словам Злобина, самая первая мысль о Салавате относится к лету 1924: В ту пору я писал стихи и мне показалось, что романтический, поэтический образ юноши Салавата, поэта и вожака повстанцев, лучше всего передаст поэма. Это был второй вид жанра, который я наметил для произведения о башкирском восстании: Урал, страна суровых гор, / Взмывающих над ковылями, / Я в черноземный твой простор / Вхожу пустынными полями... Шайтан-Кудеев род богат, / Старик Юлай - отец Кудеев, / Но сын Юлая - Салават / Сильнее льва, мудрее змея... Однако, написав около сотни строчек, я понял, что огромное количество ист. [20]
Они были охарактеризованы как реакционные, ( [ юодальные движения. С подобным выводом ряда историков из центральных научных учреждений страны не согласились местные исследователи и в 60 - х гг, появились отдельные статьи и книги, критически оценивающие подобную оценку башкирских восстаний. [21]
Поволжья, желающие получить поместья и дворянство. Башкортостана ответило рядом восстаний ( см. Башкирские восстания 17 - 18 вв. Вскоре Екатерина II, стремясь превратить духовенство мусульманское в прислужника правосл. Уфе Духовное собрание мусульман ( см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ) с нехарактерной для суннитской ветви мусульманства иерархией духовенства и централизацией правления, почти как в правосл. Башкортостане было установлено формальное равноправие между православием и исламом. Фактически в России до 1917 господствующее положение занимала Русская правосл. [22]
Об этом свидетельствуют тысячи бронзовых и железных изделий высокого качества и стандартизированных форм, найденных при раскопках памятников VIII-XIV вв. Башкирские кузницы были запрещены русским правительством после ряда башкирских восстаний, чтобы лишить башкир материальной базы этих выступлений. [23]
Разработка вопроса о социально-экономических отношениях в Башкирии подтверждает плодотворность марксистской концепции в изучении общественной жизни, требующей выделения в качестве определяющего момента экономических, производственных отношений. Наиболее обширная литература в этой области имеется по истории башкирских восстаний XVII - первой половины XVIII вв. Советские историки показали предпосылки восстаний, их значение в борьбе против колонизаторской политики царизма, попыток распространения на башкир крепостнических порядков. Выявлены многочисленные факты совместной борьбы башкирской и русской бедноты против своих угнетателей. [24]
Известно, что во время восстания 1735 - 40 ( см. Башкирские восстания 17 - 18 вв. [25]
Украины, Прибалтики и Калмыкии. Огромное влияние на окраины и на расширение территориальных пределов России оказали две крупнейшие научно-географические экспедиции: Вторая Камчатская ( Великая Северная) экспедиция В. Чирикова ( 1732 - 43), способствовавшая, помимо научных результатов ( картографирование побережья Северного Ледовитого океана и изучение Сибири), утверждению России на Тихом океане, и Оренбургская экспедиция, инициированная И.К. Кирилловым ( 1734 - 1742), открывшая пути для продвижения в среднеазиатский регион. Однако побочным результатом последней стало грандиозное Башкирское восстание 1735 - 40, самое крупное социальное движение аннинского царствования, после подавления которого была существенн ограничена автономия башкирских земель. [26]
Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители нередко превращались в духовных вождей башкирских восстаний XVIII в. [27]
В ходе подавления восстания правительство было вынуждено отказаться от лишения башкир вотчинного права на землю, превращения их в крепостных крестьян и обращения в христианство), 1755 - 56 гг. ( начало восстанию положил указ от 16 марта 1754 г., согласно которому ясак был заменен покупкой соли из казны, что привело к увеличению налога в 5 - 6 раз. Крестьянской войне 1773 - 1775 гг. Следует отметить, что башкирские восстания XVII-XV1II вв. [28]
Башкортостан служилые мишари и татары ( см. Служилые люди), отчасти разбогатевшая прослойка беглых. Постепенно складывается феод, землевладение пришлого нерус. Башкортостана, недовольное своим положением, вело антифеод, борьбу ( см. Башкирские восстания 17 - 18 вв. [29]
Чем же все-таки объяснить то, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации. Видимо, прежде всего его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух главных качеств - поэта и воина - более полно отражало духовный облик самого народа. Что касается смысла жизни и борьбы Салавата, то он, этот смысл, не исчерпал себя даже тогда, когда восстание было затоплено в крови и долгие десятилетия ветер разносил по Башкирии пепел сожженных деревень. Из всех предводителей многих башкирских восстаний он первый предугадал, что свободу и независимость невозможно завоевать в одиночку, потому он пошел к русскому казаку Емельяну Пугачеву и под свое знамя собрал не только башкир, но и другие народности, живущие в башкирском крае. [30]