Cтраница 1
Восстановление хлорнитробензолов каталитическим парофаз-ным методом как под давлением, так и без давления исключается из-за недостаточной термической стойкости исходных и конечных продуктов. [1]
При восстановлении хлорнитробензолов на платиновом катализаторе в присутствии морфолина ( пиперазина) дегалогенирова-ние не превышало 1 0 мол. [2]
Как указано выше, наибольшей коррозии подвергается реактор восстановления хлорнитробензола в хлоранилин, что связано с выделением соляной кислоты. Кроме того, коррозия усиливается в связи с повышенными температурами, присутствием водорода и напряженным состоянием металла при высоких давлениях. Количество соляной кислоты определяется условиями процесса и активностью катализатора. В первые часы работы катализатора наблюдается более интенсивное дегалоидирование. Растворители, повышающие рН среды ( анилин), снижают скорость коррозии. [3]
Для окончательного решения вопроса о концентрации платины в промышленном катализаторе восстановления хлорнитробензолов, дополнительно к имеющимся данным [1] был рассмотрен вопрос о эффективности использования платины в зависимости от ее концентрации в катализаторе. На рис. 1 представлена зависимость удельной активности платины от содержания ее в катализаторе. Оценка активности катализаторов произведена при атмосферном давлении по стандартной методике в каталитическом реакционном сосуде при проведении реакции в кинетических условиях. В качестве модельной реакции использован процесс восстановления нитробензола в растворе анилина. [4]
До настоящего времени в некоторых странах существует ряд производств по восстановлению хлорнитробензолов чугунными стружками, но данное направление не имеет перспективы. [5]
Мокроусов и Наумов [118] с целью снижения дегалогенирую-щей функции палладия предложили для восстановления хлорнитробензолов использовать 5 % палладиевый катализатор с добавкой 0 04 % меди. [6]
За рубежом промышленные методы получения хлоранилинов, как правило, базируются на восстановлении хлорнитробензолов чугунными стружками. Этот метод обладает существенными недостатками, прежде всего он связан с получением больших количеств высокотоксичных сточных вод и отходов производства ( шлама), что в значительной мере затрудняет внедрение его в промышленность. Наиболее перспективным методом производства хлоранилинов является каталитическое восстановление хлорнитробензолов молекулярным водородом. Данный метод позволяет получать галогенамины практически с количественным выходом и без отходов. Подавляющее количество исследований по каталитическому восстановлению ароматических галогеннитросоединений было выполнено в периодических условиях с использованием порошкообразного катализатора. Применение в промышленных условиях порошкообразного катализатора в аппаратах с механическим перемешиванием связано с большим расходом катализатора, со сложностью его отделения от продуктов реакции, с заметной эрозией аппаратуры, коммуникаций и арматуры, а также с опасностью производства из-за пирофорности некоторых катализаторов. Более прогрессивной технологией является восстановление ароматических галогеннитросоединений на стационарном катализаторе в аппаратах колонного типа под давлением. [7]
Исследование коррозии никеля как конструкционного материала и материала катализатора показало, что он разрушается в условиях работы реактора восстановления хлорнитробензола и не может быть использован ни как конструкционный материал, ни как катализатор. [8]
Установлено, что, несмотря на достаточно высокую активность данного катализатора в реакции восстановления нитро-группы, он не пригоден для осуществления непрерывного процесса восстановления хлорнитробензола, так как вследствие имеющего место дегалогенирования металлический никель превращается в хлорид и катализатор теряет свою активность. [9]
Кроме того, можно было ожидать, что связанное с заменой анилина на хлоранилин уменьшение растворимости в реакционных смесях воды, образующейся при восстановлении хлорнитробензола, также в определенной мере осложнит проведение процесса. [10]
Исследовано восстановление м - и л-хлорнитробензолов в соответствующие хлоранилины на платиновых катализаторах. Показано, что положение хлора не сказывается на параметрах восстановления хлорнитробензолов. [12]
Позднее Юнгфлейш [9, 10] воспроизвел работы Соколова, а Бейльштейн и Курбатов в своих фундаментальных работах [7, 8, 24] подробно описали условия получения и физико-химические свойства различных изомеров моно - и полихлоранилинов. Бейшиум и Пауерс [14] синтезировали о - и л-хлоранилины восстановлением хлорнитробензолов железными опилками или оловом в соляной или серной кислотах. Авторы отмечали, что при замене соляной кислоты на серную заметно увеличивалось время восстановления. Ими был предложен метод выделения отдельных изомеров хлор-анилинов из их смесей, содержащихся в продуктах после реакции восстановления. [13]