Cтраница 2
Происшедший впервые на Древнем Востоке переход от предклассового, протопо-литарного общества к древнеполитарному, классовому был гигантским шагом вперед в истории человечества. Однако техника, которую использовали крестьяне-общинники, мало чем отличалась от той, которая существовала на предшествующих этапах развития - в позднем первобытном и предклассовом обществах. На этом основании нередко делается вывод, что с переходом к классовому древнеполитарному обществу сколько-нибудь существенных сдвигов в развитии производительных сил не произошло. В основе данного вывода лежит сведение производительных сил к технике и соответственно прогресса производительных сил к росту производительности труда. И основание, на котором зиждился этот вывод, и сам вывод ошибочны. [16]
Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока нередко пересекалось со смыслами иного плана. [17]
Природные условия в государствах Древнего Востока обуславливали таким образом необходимость высокой централизации власти для управления ирригационными сооружениями, для их охраны и постоянной технической модернизации. [18]
Философия возникает в странах Древнего Востока почти три тысячи лет назад - в X - VIII вв. [19]
Развитие денежных операций храмового хозяйства государств Древнего Востока находилось под влиянием зарождающихся товарных отношений и создаваемых институтов государственной власти. [20]
Таким образом, обычный для арифметики Древнего Востока метод ложного положения преобразуется у Диофанта в настоящий алгебраический анализ. [21]
Для периода зарождения первых государств на Древнем Востоке ( третье тысячелетие до н.э.) характерно использование в качестве денег, как отмечалось ранее, наиболее важных общественно значимых предметов потребления ( скот, зерно, меха, кожи и пр. [22]
Ярким примером величественных архитектурных памятников в странах Древнего Востока и Египта являются громадные погребальные сооружения - пирамиды, предназначенные для утверждения и увековечивания власти фараонов. [23]
Такого рода явления характерны не только для Древнего Востока. [24]
Карфагенское общество принято рассматривать в курсе истории Древнего Востока. Финикийские социоисторические организмы действительно были древнеполи-тарными, точнее древнеполитомагнарными. В новых условиях, создавшихся в первой половине I тысячелетия до н.э., стало возможным превращение древнеполитомагнар-ных обществ в магнарные, а затем - и в рабовладельческие. По этому пути пошло развитие Карфагена, который поэтому с полным основанием должен быть включен не в восточный, а в античный мир. [25]
Ряд исследований советских ученых относится к математике древнего Востока, привлекшей, как известно, особенное внимание за последние тридцать лет. [26]
Хотя торговля и процветала в этих обществах древнего Востока, их экономическая сердцевина оставалась земледельческой, хозяйственной основой были села, обособленные н консервативные. Это приводило к тому, что различные культуры оставались резко отличными одна от другой, вопреки сходству экономического строя и одинаковому в основном уровню научных сведений. [27]
Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока - Египта, Индии, Шумера, Китая. [28]
Когда началась первая дискуссия о социально-экономической структуре обществ Древнего Востока, известный востоковед Василий Васильевич Струве ( 1889 - 1965) писал: Для правильного решения вопроса о формационной принадлежности древневосточного общества необходима самостоятельная проработка всего дошедшего до нас материала, раскопанного в древнейших слоях городов Ближнего Востока. [29]
Теологическая теория ( ее представители; идеологи религии Древнего Востока, средневековых монархий - Аквинский и др., современной католической церкви - Маритэн и др.) объясняет происхождение государства и права божественной волей. [30]