Cтраница 2
Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генерал-губернаторов и губернских правлений, и с наблюдением, чтоб сроки ярмо-нок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах. [16]
А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быти по-прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а будет похотят в чем пополнити для укрепления судов, и государю на то поволити с думою бояр и всей земли. А кто винен будет, того по вине его казннти, осудивши наперед с бояры и с думными людьми; а жены, дети, братья, которые того дела не делали, тех не казнити и вотчин у них не отьимати; а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавливати. А которые города от войны запустели, и в те городы и уезды послати государю описати и дозирати, много ль чего убыло, и доходы велети имати по описи и по дозору; а на запустошенные вотчины и поместья дата льготы, поговоря с бояры. Купцам торговати невольно по-прежнему. А про вора, что называется царевичем Дмитрием Ивановичем, гетману промышляти с нами, бояры, как бы того вора изымати или убити; а как вор изымай или убит будет, и гетману со всем королевским войском от Москвы отойти. А только вор Москве похочет какое воровство или насильство чинити, и гетману против того вора стояти и биться с ним. [17]
Имущество Шуйских, их вотчины и дворы подверглись конфискации. [18]
Казалось бы, судьба церковных вотчин в правление набожной Елизаветы Петровны должна была находиться в полной безопасности, но даже она не могла противиться властному велению времени и в 1757 г. передала управление вотчинами из рук монастырских служек в руки штаб - и обер-офицеров, которым было велено составить опись монастырского имущества и обстоятельный перечень крестьянских повинностей. [19]
Село Белкино получил в вотчину, после казни воеводы Михаила Ивановича Белкина во время опричных чисток, один из главных опричников, любимый царский палач Григорий Лукьяно-вич Вельский, больше известный под именем Малюты Скуратова. [20]
А то у нас одни вотчины меняются на другие вотчины. [21]
Суздальско-Нижегородского княжества были возвращены местным феодалам вотчины, захваченные или купленные московскими боярами. [22]
В пригородном селе Выездной слободе ( вотчине Салтыкова) у крестьян были кожевенные и мыльные заводы, на которых в 1766 г. было занято до тысячи человек97; на их деятельность, как уже сказано, жаловалось арзамасское купечество. Лепехин отмечал наличие профессионалов-мыльников иве. [23]
Западной Европе Светское должностное лицо в церковной вотчине, наделенное судебными, административными и фискальными функциями. [24]
В 1648 г. названные села стали вотчиной Б. И. Морозова, В письме 1660 г. он упоминает мыльной онбар Ст. Возможно, это было помещение для мыльного резанья. Известно, что в 1665 г. в ответ на челобитье лысков-цев была им послана государева грамота о мыльном резанье, что кормитца миром, а на откуп... Очевидно, жители Лыскова занимались этим делом в большом масштабе. [25]
Но Фридрих Вильгельм действовал в интересах своей вотчины. [26]
По мере раздачи черных земель правительством в вотчины и поместья число Ч.к. постепенно сокращалось, в середине XVIII в. [27]
Архиепископ участвовал в реальном управлении не только вотчины святой Софии - владением новгородского архиепископского дома, но и делами всей новгородской земли, подчас он бывал посредником между князем и посадником. Одной из его задач был контроль над эталонами мер и весов. [28]
Соборное уложение 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679 - 1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Таким образом, процессы, происходившие в социально-политическом развитии России во второй половине XVII столетия, свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до петровских реформ. [29]
Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах-городах. [30]