Cтраница 4
В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж. Исторический подход позволил итальянскому философу выработать более развернутый, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаические периоды в развитии культуры, представить целостное истолкование искусства, религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Вико сравнивал исторический процесс с индивидуальной жизнью человека. Три этапа неизбежны, по его мнению, в судьбе каждого народа: эпоха богов - детство человечества, эпоха героев - юность человечества, эпоха людей - зрелость человечества. Таким образом, Вико развивал мысль о циклическом развитии культуры. [46]
В Новое время идея государства отличается той особенностью, что государство есть осуществление свободы не по субъективному желанию, а согласно понятию воли, т.е. согласно ее всеобщности и божественности. [47]
Наступают новые времена и возникает потребность в новых мерах и новых людях; мир развивается и со временем перерастает законы, считавшиеся незыблемыми во времена наших отцов. Несомненно, что после нас более ясную картину нарисуют люди, более мудрые, чем мы, и более мудрыми их сделает постоянное рождение истины. [48]
В новое время проблемами функционального разделения властей в рамках государства занимался французский просветитель, правовед Шарль Луи Монтескье, который в своих работах, направленных против французского абсолютизма, Персидские письма ( 1721 г.) и О духе законов ( 1748 г.) развил и подробно обосновал, впервые выдвинутый Дж. [49]