Cтраница 3
Однако это же положение дел помогает определить специфику проблем современного образования. Школа не может мгновенно расстаться с идеалами, возникшими в прежних социальных условиях. Но она должна вносить свой вклад в развитие общества посредством формируемых ею интеллектуальных и эмоциональных установок. И именно в этом значение правильных представлений об интересе и дисциплине. Широта интересов и развитый интеллект, обретенные в активном и целенаправленном взаимодействии ( игре или работе) с объектами и явлениями, скорее всего избавят человека от необходимости выбирать между отчужденным и академичным познанием и тяжким, примитивным и чисто практическим трудом. Чтобы улучшить социальные условия, необходимо в первую очередь так организовать образование, чтобы естественные активные склонности человека наиболее полно включались в деятельность, требующую наблюдения, овладения информацией и творческого воображения. [31]
Интерес может быть непосредственным - к самому предмету ( конкретной деятельности, общению) и опосредованным - к результату. Один вид интересов может переходить в другой. Например, тот или иной учебный предмет сначала интересует студента лишь постольку, поскольку его изучение необходимо для овладения любимой профессией, однако в процессе занятий интерес к результату переключается на сам предмет. Интересы бывают определившиеся или аморфные, широкие или узкие. Наличие только одного интереса означает известную ограниченность личности: современный человек должен проявлять интерес к знаниям не только по своей профессии, но и по философии, культуре, искусству. Широта интересов особенно необходима руководителю, воспитателю коллектива. Интересы характеризуются также устойчивостью и силой. Однако сильные интересы иногда оказываются кратковременными. [32]
В 1926 - 1927 гг. он участвовал в семинаре Дмитрия Федоровича Егорова по проблеме Дирихле. Перрона, где задача Дирихле для уравнения Лапласа решалась методом верхних и нижних функций. Иван Георгиевич заинтересовался сравнением этих методов и провел исследование этого вопроса, получив также и ряд других интересных результатов. Эта первая студенческая работа И. Г. Петровского была опубликована в 1928 г. в журнале Математический сборник. Поражает широта математических интересов Ивана Георгиевича в студенческие и аспирантские годы. Он глубоко изучает важнейшие работы и книги того времени по топологии, теории относительности, теоретической физике, теории вероятностей, дифференциальной геометрии, дифференциальным уравнениям, теории функций. Сохранились тетради, в которых его ровным мелким почерком написаны сделанные им переводы соответствующих статей иностранных авторов, а также тексты статей на русском языке, которые он изучал в те годы. [33]
Глава II посвящена результатам исследований различных волновых процессов в атмосфере. В главе III дается анализ динамики планетных атмосфер с использованием теории подобия. Результаты исследований по теории климата и его изменений представлены в главе IV. В этой главе, в том числе, отмечены экстремальные свойства климатической системы, проблемы ядерной зимы, моделирования уровня Каспия, сезонных вариаций температуры мезосферы, изменений состава атмосферы над Россией. Глава V посвящена исследованиям конвекции в мантии, в атмосфере Земли и в океане. Конвекция с учетом вращения изучается теоретически и в лабораторных экспериментах с приложениями к глубокой конвекции в океане, в жидком ядре Земли, для описания энергетических режимов ураганов. В главе VI проведен анализ статистики и энергетики разнообразных природных процессов и явлений. Приведены результаты исследований по общей теории статистики природных процессов и явлений как случайных блужданий в пространстве импульсов, позволяющие единым образом вывести их закономерности. Исследованы Колмогоровская турбулентность, морское волнение, закон повторяемости землетрясений. Особое место занимает глава VII, характеризующая широту интересов автора. [34]