Cтраница 1
![]() |
Два типа взаимодействия правил. а - правило - исключение. б - пересечение областей определения. [1] |
Врожденность, или, другими словами, встроенность аппарата исключений в самые основы нашего неформального мышления убедительно демонстрирует уже морфология русского языка. Подобные примеры можно продолжать практически неограниченно. Таким образом, даже весьма распространенные и относительно тривиальные неформальные процедуры содержат скорее больше исключений, чем общих правил. [2]
Защитники врожденности идеи причинности выставляют другой критерий необходимости и интуитивности - невообрази-мость противного положения. Они утверждают, что нельзя представить себе абсолютного начала; мы не можем вообразить событие без какого-либо ему предшествующего. Следовательно, говорят они, не может быть творения из ничего. [3]
Доказательством врожденности фундаментальных грамматических структур является скорость и точность, с которой дети овладевают структурами языка. Это опровергает точку зрения бихевиористов, согласно которой язык просто изучается, а его правила схватываются индуктивно. Конечно, могут иметь место индивидуальные различия, но общие черты структуры и усвоения языка рассматриваются в качестве универсальных. Это отражено в гипотезе механизмаусвоения языка, основанной на наблюдениях за детьми, с легкостью усваивающих язык в первые пять лет жизни и способных составлять предложения, никогда не слышанные ими ранее. Следовательно, люди обладают врожденной предрасположенностью понимать грамматические отношения, извлекать правила из языка, который они слуша - ют, а затем применять их в формировании собственных выражений. [4]
Идеалистическая теория о врожденности функций органов чувств и их нервных центров, враждебная диалектическому материализму, признающему эти функции результатом исторического развития человека. [5]
Правильное понимание необходимости идей не предполагает непременно их врожденности. [6]
Пиаже, реально означает не опровержение априоризма как таковое, а опровержение врожденности базовых структур математики ( Пиаже. [7]
Говоря о роли задатков в развитии способностей, он категорически выступал против признания их врожденности и полагал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки. [8]
Наиболее существенными из них являются отождествление в ряде случаев сознания и материи, признание врожденности нек-рых понятии, преувеличение относительности человеч. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом ( Соч. [9]
Может быть, удивятся тому, что мы не определяем априоризм как гипотезу врожденных идей, но в действительности понятие врожденности играет лишь второстепенную роль в априорической доктрине. [10]
![]() |
Исходные кривые усталости. [11] |
МН / м2 ( 3 кгс / мм2) или 35 МН / м2 ( 3 5 кгс / мм) для некоторых цветных металлов, следовательно, и определение кривой по - врожденности значительно упрощается. Из данных, приведенных на рис. 12, видно, что теоретическая линия начала поврежденное располагается весьма близко к экспериментальной. [12]
В изучении лидерства исторически наметилось два подхода. Первый, получивший название теории черт, основывался на утверждении о врожденности качеств, обусловливающих лидирующее положение данного лица в большинстве жизненных ситуаций. [13]
И на пути развития именно этой тенденции математика и достигла всех своих успехов, поистине поражающих наших современников, причем исторически математика опиралась на идею социокультурной независимости и интерсубъективности оснований - вначале на концепцию врожденности оснований математики, а затем на концепцию априорности таковых. В результате развития математики в русле этой тенденции, ей в короткий срок удалось сформировать новые перспективные области и фактически отнять у философии титул науки наук. В этой связи необходимо обратить внимание не только на связь врожденных идей, а также идей априоризма с дедуктивным статусом математики, но и на связь математического дедуктивизма с ориентацией математики на практическое применение. Неизбежность последней связи подтверждается всем историческим опытом познавательно-практической деятельности человечества, а также феноменом непостижимой эффективности математики. [14]
Поскольку без сохранения принципов дедуктивизма, как основополагающих для математической науки, невозможно, как здесь только что было показано, развитие практического применения математики, это значит, что без сохранения указанного положения дел в математике невозможна и дальнейшая рациональная деятельность человечества, основной тенденцией которой является практическое применение математики. То, что человечество исторически стремится к рациональной деятельности, следует из общеисторического культурного контекста. Практическое применение математики, в свою очередь, должно опираться на математический дедуктивизм, предполагающий неизменное сохранение и особый статус для оснований математики. Декартово требование врожденности оснований математики именно как вписанности определенных идей в мышление до рождения, разумеется, является слишком сильным в рамках настоящего исследования, однако, в принципе, априоризм оснований математики в том или ином виде здесь необходим. Основная идея математического априоризма состоит в том, что основания математики должны исторически сохраняться и возобновляться в неизменном виде вне зависимости от конкретного социокультурного контекста эпохи. Только при этом условии определенный, задаваемый этими априорными основаниями математики, социокультурный контекст будет сохраняться и развиваться в русле рациональной исторической деятельности человечества. [15]