Cтраница 1
Традиционная социологическая деятельность не является достаточным условием для достижения социологической научной зрелости. [1]
Оперативный этап социологической деятельности руководителя предприятия представляет собой составление плана мероприятий, нацеленных на изменение или сохранение черт социального взаимодействия в коллективе, наиболее благоприятно влияющих как на эффективность трудовой деятельности людей, так и на социопсихологическую атмосферу предприятия в целом, а также применение определенных шагов, направленных на исполнение данного плана. [2]
Таким образом, социологическая деятельность формируется как специально организованная, многоуровневая научно-практическая работа, состоящая из нескольких этапов изучения социальных явлений на основе фактических данных, процедур, методик и техник, заключающих в себе единство количественных и качественных исследований. При этом методологическая работа в эмпирической социологии сосредотачивается на социологических методах и технике в соприкосновении с практической работой исследователя - это методология исследовательской практики. Она превращает их в надежный инструментарий получения репрезентативной социологической информации. Методология дает ответы на вопросы: что надо делать, чтобы обнаружить то-то и то-то. [3]
Рассмотренный выше теоретический уровень не даст полной картины социологической деятельности на третьем этапе без выяснения ее эмпирического лица. В России эмпирические социальные исследования ( прежде всего статистические) возникли значительно раньше, чем сама социология как самостоятельная наука. [4]
Таким образом, социология социологии представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирующей свою реализацию, оценивающей критически и исправляющей искажения, которые возникают как следствие неосознанно принимаемых метафизических и идеологических допущений. Она признает неразрывность социолога ( теоретика) и живого социального мира, но дает ему возможность ( автономию) действовать в этом мире в соответствии со своими научными интересами. Рефлексивная социология выступает, кроме того, в роли профессиональной этики, так как именно совесть теоретика, осознающего предпосылки своей деятельности, подсказывает, какую теоретическую стратегию избрать ему в той или иной социальной ситуации. [5]
Развитие методики и практики прикладных исследований свидетельствует о том, что социология перестала быть уделом индивидуальных и становится ареной приложения коллективных усилий, подчиняющихся принципам разделения и кооперации работы. Социологическая деятельность становится профессией с развивающейся сетью обучения социологов-специалистов. Изменяется и стиль их работы: традиционная кабинетная ( теоретическая работа) дополняется полевой ( внекабинетной) - сбором социологических данных. [6]
Изучение социологии должно быть опытом освобождения: социология развивает наши склонности и воображение, открывает новые перспективы в понимании источников нашей активности и углубляет нашу способность воспринимать культурные установки, отличающиеся от наших собственных. Поскольку социологическая деятельность становится вызовом догмам, она учит ценить культурное разнообразие и позволяет нам видеть внутренние механизмы социальных институтов. Занятие социологией открывает возможности развития свободы в человеческой личности. [7]
А новое направление социологической деятельности в центр своего внимания ставит проблему метода исследования. [8]
Поэтому общество как объективное явление для нее ( одного из видов социологической деятельности) не существует. Следовательно, социология не является объективной наукой об обществе. [9]
Отсюда, во-первых, формируются новые отношения между заказчиком и социологом: вопросы финансирования исследований, сотрудничества в ходе работы, отчетности, участия во внедрении результатов и др. Во-вторых, ориентация прикладных исследований на получение практического эффекта привела к появлению новой управленчес-ко-организационной функции социологии. Кроме того, формируется представление: а) о социологии как инженерной науке; б) о социологической деятельности как социоинженерной; в) о социологе как специалисте, обслуживающем социальное знание и менеджмент. [10]
С этого момента система передается в опытно-промышленную эксплуатацию и начинается достаточно длительный и порой весьма трудоемкий процесс внедрения системы. Рассматриваемые системы автоматизированного управления на верхнем уровне общей иерархической схемы касаются не только производственно-технических вопросов, но и затрагивают аспекты административно-хозяйственной, технико-экономической и социологической деятельности предприятия. Поэтому в процессе внедрения системы должны быть не только проверены, уточнены и исправлены все ее технические характеристики и недостатки ( что осуществляется относительно легко и просто), не только подтверждена правильность разработанных алгоритмов и программ, но, кроме того ( и это главное) доказана необходимость, рентабельность и технико-экономическая эффективность функционирования системы. То, что разрабатывалось в научно-исследовательских организациях, что приобрело реальные контуры в процессе проектирования, что воплощалось в конкретное оборудование и различные устройства при изготовлении системы - все это должно пройти проверку на действующем объекте управления. Работающий на данном объекте оперативно-диспетчерский ч эксплуатационный персонал должен привыкнуть работать в новых условиях. Дежурный диспетчер производства вместо обхода цехов и участков с принятием решений часто непосредственно на месте должен суметь правильно оценить и прореагировать на советы и рекомендации, выдаваемые машиной. Плановик, не выполняя сам громоздких и длительных расчетов, должен легко и быстро проанализировать различные варианты, выполненные на машине, и задать ей новые. [11]
Драматически складывались судьбы гонимых социологов. Оставалось ждать, пока накатит какая-либо третья волна и, смыв марксистский анализ, раздутый до абсурда в своей абсолютизации, расчистит поле для подлинной социологической деятельности. [12]
Социологические исследования строятся на двух китах ( стратегия триангуляции): открытии и верификации. Но не существует метода, способного одновременно разрешить и проблему открытия, и проблему верификации. Это обусловливает необходимость применять разнообразные методы: эвристические, измерения значимых переменных, стандартизованные методы наблюдения, изучения документов, опроса. Ограниченность одного возмещается достоинствами другого, обеспечивая социологической информацией для многофакторного анализа и объяснения. Дальнейшее развитие профессиональной социологической деятельности прежде всего связано с компьютеризацией и социальными технологиями. Опора на системно-кибернетические начала и использование математического языка в социологических исследованиях способствует развитию тенденции интернационализации социологии. [13]
Теоретические дебаты по определению более абстрактны, чем дискуссии эмпирического характера. Тот факт, что в социологии не существует единого доминирующего теоретического подхода, может показаться признаком слабости предмета, но это ни в коем случае не так. Наоборот, столкновение соперничающих теоретических подходов и теорий является выражением жизнеспособности социологии. При изучении человеческих существ - нас самих - разнообразие теорий спасает от догматизма. Человеческое поведение - явление сложное и многоплановое, и вероятность того, что одна-единственная теоретическая перспектива могла бы охватить все его аспекты, чрезвычайно мала. Отсутствие единства в теоретической мысли является богатейшим источником идей, полезных для любого исследования, оно стимулирует наше воображение, столь важное в процессе социологической деятельности. [14]