Cтраница 1
В любом сложном произвольном акте осознается только та его часть, которая относится к ведущему уровню осуществляемого действия. [1]
Проблема осознания разных этапов произвольного акта, очевидно, весьма сложна как в методологическом, так и методическом плане и еще далека от своего разрешения. Различные произвольно совершаемые акты, вероятно, широко варьируют по количеству входящих в их состав компонентов, которые могут быть одновременно представлены в сознании. [2]
Для ходячего представления внимание заключается в чисто произвольных актах души. Душа явлется особым самостоятельным существом, наряду с ее представлениями и вне их. [3]
Вопрос о месте принятия решения в целом, целенаправленном произвольном акте с участием психических процессов является важнейшим, с моей точки зрения. [4]
Помощь, оказываемая брюшными и вдыхательными мускулами при испражнении, есть, вероятно, вполне произвольный акт. Дети, по-видимому, неспособны им пользоваться, поэтому у них выталкивающим аппаратом служат рефлекторные перистальтические движения кишок. [5]
Для того чтобы совершилось какое-нибудь движение, необходимо предварительное наличие в сознании образа или воспоминания о тех раздражителях, которые были с этими движениями связаны. И только после путем возобновления этой реакции возможно повторение движения в виде произвольного акта. В том невыразимом и сложном составе, которым определяется наше мышление или представление о каких-либо предметах, решающую роль играют именно кинестетические переживания, недостаточно точно локализованные, кажущиеся нам какими-то внутренними, ни на что не похожими состояниями, потому что и в самом деле они имеют совершенно другие нервную природу и материал восприятия. [6]
Никто не может описать бесконечное множество иначе, чем указав свойства, характерные для элементов данного множества; никто не может установить соответствие между бесконечно многими предметами ( Dingen) иначе, чем задав закон, т.е. отношение, связывающее соотносимые друг с другом предметы. Представление о бесконечном множестве как о какой-то совокупности, составленной с помощью бесконечно большого числа отдельных произвольных актов выбора и затем обозреваемый нашим сознанием как некое целое, лишено смысла; неисчерпаемость заложена в самой сущности бесконечного. Наша позиция сводится к следующему. Поэтому сформулированным здесь точным понятиям множества и функции я противопоставляю совершенно смутное понятие функции, которое со времен Дирихле стало каноническим в анализе, и в одном ряду с этим понятием ныне выступает общепринятое понятие множества. [7]
Мигание глаза есть рефлекторный акт, стимулы которого те же, что и стимулы истечения слез, а именно, присутствие постороннего тела, накопление в глазу жидких выделений и сильный свет. Полное и энергичное закрытие глаза, захватывающее не только веки, но и брови, есть вполне произвольный акт. [8]
Если одна и та же проблема при выборе решения повторяется неоднократно, например рутинная проблема, то у руководителя организации вырабатываются типовые методы ее решения. Со временем эти методы могут войти в регламентирующие документы, определяющие решение, при этом выбор исчезает в качестве произвольного акта в условиях неопределенности, но он остается таковым в случае наличия двух или более альтернатив. Однако существуют уникальные проблемы выбора ( например, кризисные и возможные проблемы), когда могут быть также новые для руководителя объекты выбора, либо выбор осуществляется каждый раз в различных условиях. Такой выбор является наиболее трудным и требует выявления всех факторов, влияющих на будущие последствия решения. [9]
Рефлекторная дуга акта дефекации замыкается в пояснично-крестцовом отделе спинного мозга. Она обеспечивает непроизвольный акт дефекации. Произвольный акт дефекации осуществляется при участии центров продолговатого мозга, гипоталамуса и коры большого мозга. [10]
Взаимоотношения сознательного ( произвольного) и бессознательного ( непроизвольного) имеют, очевидно, весьма существенное значение для понимания всех аспектов сложной проблемы управления. Мы исходим при этом из наблюдений и экспериментов Гершуни20 и других, изучавших суб-сензорные реакции на подпороговые раздражители и показавших наличие скрыто протекающих ниже порога сознания процессов мозговой деятельности, предваряющих наступление отражающихся в сознании психических актов: ощущений, восприятий, логических умозаключений и целенаправленных действий. Жане) играют роль своего рода сформировавшейся в онтогенезе индивидуума канвы, на которой развертывается вся цепь причинно-следственных связей между последовательными этапами протекания того или иного произвольного акта. [11]
Они измеряли интенсивность общего шума с помощью микрофона, помещенного под потолком оперного зала, а также звуки индивидуальных аплодисментов с помощью микрофона, спрятанного недалеко от одного из зрителей. Возможное объяснение состоит в том, что при низкой скорости ( i) индивиды способны поддерживать свой собственный довольно стабильный ритм ( это означает, что каждый осциллятор становится менее шумовым за счет уменьшения флуктуации частоты) и ( п) дисперсия частот уменьшается. Оба фактора - уменьшение шума и расстройки - способствуют переходу к синхронизации. Интересно, что уменьшение частоты, направленное на создание синхронности, - это произвольный акт индивида. Восточной Европы и лишь изредка наблюдается в Западной Европе и Северной Америке. [12]
Все эти разряды сосочков составляют придатки слизистой оболочки языка; они обильно снабжены кровеносными сосудами и весьма чувствительны. Будучи инъецированы, они представляются почти всецело состоящими из капилляров: большие сосочки содержат много сосудистых петель, самые же маленькие пронизаны лишь одной такой петлей. Нервы в изобилии подходят к частям слизистой оболочки языка, покрытым сосочками, в которые и проникают нервные трубочки... Тот факт, что чувствительность языка возрастает от его кончика к задней его части, заставляет нас продвигать пищу все далее и далее по направлению к глотке, где она окончательно проглатывается. Таким образом, оказывается, что жевание есть чисто произвольный акт, в то время как глотание есть движение чисто рефлекторное и непроизвольное. [13]