Cтраница 2
Типичными примерами нормативно-правовых актов являются советские конституции; Закон о Совете Министров СССР, законы о Советах народных депутатов, законы и положения ( уставы) о других государственных органах; Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, кодексы, положения ( например, Положения о поставках); текущие законы, указы, постановления, решения и иные официальные акты государственных органов об установлении, изменении или отмене отдельных правовых норм. К нормативно-правовым актам относятся уставы колхозов, артелей и союзов промкооперации и некоторые другие решения общественных организаций, затрагивающие правовые отношения. [16]
Право издания нормативно-правовых актов предоставляется в настоящее время главным образом профсоюзным и кооперативным организациям. Это обусловлено тем, что деятельность указанных организаций прямо связана с отношениями по труду и имущественными отношениями, которые регулируются правом. [17]
Разработка проекта нормативно-правового акта происходит главным образом в подготовительных органах или отделах министерств и ведомств. Для подготовки крупных законопроектов создаются специальные рабочие комиссии и подкомиссии Президиумами Верховных Советов и постоянными комиссиями высших представительных органов, правительством. Высший представительный орган может непосредственно образовать специальные - комиссии по подготовке важнейших законопроектов. Такие комиссии образуются для разработки проекта конституции. В работе этих комиссий широкое участие принимают представители общественности, науки, специалисты различных государственных органов, предприятий и учреждений. [18]
Разработка проектов нормативно-правовых актов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта с различными учреждениями, редактирование окончательного его текста. [19]
Прекращение действия нормативно-правового акта происходит либо путем отмены его последующим актом того же органа, либо по истечении срока, на который было заранее рассчитано действие данного акта при его издании. [20]
Составьте перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета кредитов и займов на предприятиях. [21]
Составьте перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении предприятия. [22]
Из числа принятых нормативно-правовых актов особо следует отметить Закон РСФСР Об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. В отличие от действовавшего с 27 октября 1960 г. Закона Об охране природы в РСФСР новый комплексный основополагающий закон ориентирован на рыночные отношения. В нем заложены принципы обеспечения долгосрочных экологических и экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтересованности в охране окружающей природной среды; предусмотрены механизм контроля за соблюдением природоохранного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей. Здесь детально определена компетенция законодательной и исполнительной власти, специально на то уполномоченных органов, а также компетенция республик в составе Российской Федерации, автономий, краев, областей, органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды. [23]
Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда руководителя организаций, его заместителя и главного бухгалтера. [24]
Так, подзаконными нормативно-правовыми актами правительства РФ ( от 21.01.200 0 г. № 613 О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, от 15.04.200 2 г. № 240, № 613 О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ) определяются требования к предприятиям трубопроводного транспорта нефти, как опасным производственным объектам, по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти. [25]
Во многих нормативно-правовых актах употребляется смежный с понятием земли термин почвы как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием. [26]
Рассмотрение и принятие нормативно-правовых актов происходят в различных органах по-разному. Наиболее разработана процедура законодательной деятельности. Она состоит из ряда стадий: законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона. [27]
Для каждого вида нормативно-правовых актов установлен особый порядок их опубликования. В некоторых случаях, в силу узкого значения, служебного характера, отдельные акты не публикуются и рассылаются по принадлежности в служебном порядке. [28]
Другим параметром действия нормативно-правового акта во времени считается момент утраты им юридической силы. [29]
Постигнуть истинный смысл нормативно-правового акта дают возможность указанные приемы толкования, используемые в их системе. [30]