Cтраница 1
Акустика залов для восприятия речи изучена еще недостаточно. Поэтому определение артикуляции по формуле (33.6) достаточно приближенно. [1]
Для акустики залов, особенно тех, в которых мощность акустического источника ограничена ( театральные и конференц-залы, где нет установки для усиления звука), реверберация является благоприятным фактором. Наоборот, при подавлении шума реверберация нежелательна. Шум, произведенный машиной, в помещении будет более сильным, чем на таком же расстоянии в открытом пространстве. Поэтому для уменьшения интенсивности звука надо уменьшить время реверберации, чтобы оно не превышало 1 3 - 1 5 с, что достигается путем акустического приспособления помещения с использованием конструкций и материалов, сильно поглощающих звук. [2]
Амбиофонические системы являются оперативным и эффективным средством управления акустикой залов. При работе - амбиофонической системы улучшается звучание музыки, оно становится более полным, объемным и выразительным; улучшается диффузность звукового поля. Кроме того, применение амбиофонии расширяет творческие возможности дирижера и исполнителей. [3]
Амбиофонические системы являются оперативным и эффективным средством управления акустикой залов. При работе амбиофоническон системы улучшается звучание музыки, оно становится более полным, объемным и выразительным; улучшается диффузность звукового-поля. Кроме того применение амбиофонии расширяет творческие возможности дирижера и исполнителей. [4]
В книге известного специалиста в области акустики ( ГДР) в популярной форме изложены основы создания, акустики залов и аудиторий различного назначения, описаны способы измерений с использованием моделей, даны рекомендации по проектированию зданий с учетом акустических требований. Приведены примеры современного решения помещений с хорошей акустикой, построенных в ГДР и других странах. [5]
При отношении, меньшем 1 ( широкий зал малой длины), получается нежелательное запаздывание отражений от боковых стен и ухудшается слышимость на боковых местах. Отношение, близкое к 1, также неблагоприятно для акустики залов. [6]
Акустические требования, предъявляемые к залам каждой группы, идентичны. Поэтому прежде всего следует рассмотреть основные факторы, определяющие акустику залов. [8]
Форма и профиль потолка, обеспечивающие необходимое отражение звука. [9] |
Если это отношение превышает 2, то диф-фузность звука в зале может значительно ухудшиться. При отношении, меньшем 1 ( широкий зал малой длины), получается нежелательное запаздывание отражений от боковых стен и ухудшается слышимость на боковых местах. Отношение, близкое к 1, также неблагоприятно для акустики залов. [10]
Иногда оказывается очень трудно получить достаточно большое время реверберации в зале, особенно если объем помещения, приходящийся на одно место, мал. Это обусловлено тем, что и находящаяся в зале публика, и кресла также поглощают звук. Полное поглощение, приходящееся на каждого слушателя, равно 0 5 при 500 Гц, и, следовательно, публика обусловливает 50 % полного поглощения в зале. Но современный любитель музыки в отличие от его предков уже не может удовлетвориться акустикой знаменитых старых залов. Современные туалеты настолько изменились, что поглощение, обусловленное публикой, значительно снизилось. Дамы в мини-юбках в этом отношении не могут конкурировать со своими прабабушками, облаченными в пышные туалеты, и поэтому теперь время реверберации залов, несомненно, увеличилось по сравнению с добрыми старыми временами. [11]
Явление происходит вследствие многократных отражений звуковых волн от поверхностей стен, потолка и др. Промежуток времени от момента прекращения работы источника звука до момента, когда уровень звукового давления уменьшится на 60 дБ, называют стандартным временем реверберации. Слишком продолжительная реверберация делает помещение гулким, слишком короткая - глухим. Для уменьшения гулкости часть поверхности стен зала облицовывают специальными звукопоглощающими материалами ( а в кинотеатрах и поверхность потолка), например плитами из арболита, минерального волокна и других материалов. Время реверберации зависит от объема помещения, общего поглощения звука его ограждениями и находящимися в нем объектами, а также от частоты звука. Для обеспечения хорошей акустики зрелищных залов и аудиторий поглощение звука имеет большое значение. Оно характеризуется коэффициентом звукопоглощения х, представляющим собой отношение звуковой энергии, поглощенной ограждением, к звуковой энергии, падающей на него. [12]