Cтраница 1
Культурные группы являются порождением воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимодействия индивидов. [1]
Цивилизация снимает противоречия между различными этническими и культурными группами населения, между развитыми и неразвитыми народами, между классово-зрелым центром и доклассовой и раннеклассовой периферией, между отчужденной сущностью власти и потребностью в общей регуляции, между природными и историческими измерениями социального бытия. [2]
Исходя из здравого смысла, можно упростить эту задачу, разделяя Европу по культурным группам. Такое деление может быть облегчено с помощью научного определения критериев национальных особенностей. Впрочем, данный вопрос будет темой последующего раздела о культуре как таковой. [3]
Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной группы. [4]
Общество в социологии Кареева выступает как надорга-ническая среда, сложная система психических и практических взаимодействий индивидов. Эту среду он подразделяет на социальную организацию и культурные группы, которые являются предметом индивидуальной психологии, так как предполагают общее взаимодействие индивидов и сводятся к представлениям, настроениям, стремлениям. Что касается культурных групп, то их отличительные признаки зависят не от природных свойств человека, а от процесса формирования личности, привычек, воспитания, подражания. [5]
Таким образом индекс социальной позиции вариативен. Он неодинаков в разных областях деятельности, в пределах разных сфер взаимодействия, в разных социальных и культурных группах. То, что выступает в качестве высокого социального статуса в большом городе, в среднем городе может иметь более низкий статус, а в малом городе прибретать самый низкий ранг. Все это свидетельствует о том, что расслоение на разных уровнях социальной организации имеет различную конфигурацию, что находит выражение в неодинаковой корреляции эмпирических показателей, свидетельствующих о данных процессах. [6]
Межкультурная коммуникация в малых группах принимает разные формы: запланированных переговоров, например между представителями правительственных учреждений или деловых организаций стран с различной культурой; незапланированного общения, например во время туристических поездок, на конференциях или на академических семинарах. В последнем случае представители одной культуры стараются держаться вместе и приходится тратить немало времени и усилий на гармонизацию отношений двух культурных групп. [7]
Общество в социологии Кареева выступает как надорга-ническая среда, сложная система психических и практических взаимодействий индивидов. Эту среду он подразделяет на социальную организацию и культурные группы, которые являются предметом индивидуальной психологии, так как предполагают общее взаимодействие индивидов и сводятся к представлениям, настроениям, стремлениям. Что касается культурных групп, то их отличительные признаки зависят не от природных свойств человека, а от процесса формирования личности, привычек, воспитания, подражания. [8]
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер выше - ниже, лучше - хуже, престижно - непрестижно. Целый ряд признаков может быть положен в основу выделения лишь дифференцированных, но не статусных групп. Например, любители народной музыки или сторонники футбольной команды чаще всего рассматриваются как представители определенной культурной группы безотносительно к статусному ее аспекту. Однако, если занятия жестко коррелируют с определенным уровнем доходов или с социальной позицией, приобретающей в обществе значимый характер, то эти группы становятся статусными. [9]
Профессионально - Профессионально-этические кодексы работников этический кодекс социальных служб разработаны во многих стра-работников соци - нах мира. В кодексе определены требования к альных служб уровню знаний и умений в области профессиональной этики социального работника ( см.: Стандарты квалификации практической социальной работы / / Социальная защита. В частности, обозначаются требования к объему и качеству знаний морали и нравственности, жизненных укладов различных расовых, этнических и других культурных групп общества; этические основы процесса обсуждения с клиентом деликатных проблем, принципы моральной ответственности работников социальных служб перед клиентом; моральная ответственность перед профессией социального работника и коллегами; этические вопросы в социальных исследованиях. [10]
Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Большинство исследований, проводившихся на уровне групп, носят характер культурно-антропологических и социологических исследований, которые рассматривают культурную группу как коллективное единство ( целое) и пытаются ее целостно понимать. [11]
При проведении стандартизованного интервью полученная в массовом опросе информация имеет характер количественных данных о больших совокупностях людей. В случае с нестандартизованным интервью речь в основном идет о получении качественной глубинной информации об одном или нескольких представителях некоторой социальной или культурной группы. [12]
Каролины, в 1944-президент Амер. По его мнению, к обобщениям ведут эмпирич. Киллером определение общества как нормальным путем объединенного населения, развивающегося в виде культурной группы, и объявляет вопросы народонаселения одной из частей общей социологии. [13]
Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев. [14]
Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев. [15]