Cтраница 1
Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо. [1]
Антропологизм препятствовал также последовательно материалистич. [2]
О диалектическом материализме Маркса, вышедшем далеко за пределы антропологизма Feuerbach a, у почтенного патриарха кантианства - ни звука. [3]
Это позволило преодолеть метафизичность домарксовского материализма, присущие ему созерцательность, антропологизм, идеализм в понимании истории. [4]
Радищева п др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. [5]
Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. [6]
Петр Лаврович Лавров, ( 1823 - 1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как антропологизм, субъективный метод, субъективная точка зрения. В социологии и истории есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую. Социология и история содержат такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной неготовности общества понять вопрос и дать на него ответ ( Лавров П.Л. Философия и социология / / Избр. [7]
Антропологизм проявляется здесь в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, его места в мире. [8]
В этих рассуждениях по существу дан первый набросок идеи социалистической революции, в корне преобразующей самую основу гражданского общества и устанавливающей подлинную общность людей. Правда, влияние антропологизма Фейербаха чувствуется не только в терминологии, но и в некоторой абстрактности постановки вопроса о человеческой эмансипации, в то время как критика политической эмансипации - буржуазной революции - носит уже весьма конкретный характер. Тем не менее в статье К еврейскому вопросу Маркс сформулировал по существу идею о коренном различии между буржуазной и социалистической революциями и выдвинул одновременно тезис о том, что вторая должна неизбежно следовать за первой. Ответ на то, кто же должен осуществить человеческую эмансипацию, преодолев ограниченность эмансипации политической, какая общественная сила воплощает в себе социальный прогресс, Маркс дал в другой своей статье К критике гегелевской философии права. [9]
Чернышевского это сказывается в элементах антропологизма в понимании им безобразного как основы К. [10]
Таким образом, стремление понять демократию не как формальное, а как реальное народовластие ставило Маркса перед необходимостью поисков такого общественного строя, при котором оно могло осуществиться. Так был сделан шаг к коммунизму, хотя в самом понятии демократии в рукописи и отразилось в определенной степени влияние антропологизма и абстрактного гуманизма Фейербаха. [11]
Основное внимание в книге уделено проблеме человека, его развитию в условиях совр еменной НТР, изменению его природной и социальной среды. В работе анализируются основные сферы жизнедеятельности человека, освещаются - вопросы идеологической борьбы, сопровождающей осмысление процессов НТР в литературе, дается критика абстрактного гуманизма, антропологизма и техницизма. В ней отражены новые проблемы защиты окружающей среды и здоровья человека. [12]
Герцен, Огарев, Белинский, Петрашевский, Милютин и др.) ограниченности буржуазно-демократической идеологии, кричащих противоречий западной капиталистической действительности, как результат идейного поиска иных путей, нежели те, по к-рым пошел послереволюционный Запад. Уже первые русские социалисты делают попытку не только дать социалистическому идеалу глубокое философское обоснование, подкрепив его идеями диалектики Гегеля и антропологизма Фейербаха, но и приспособить общие принципы социализма к особым условиям российской действительности. [13]
Стоянович и др. Заявляя о своей принадлежности к марксизму, сторонники этого направления, находящиеся под сильным влиянием экзистенциализма, трактуют марксизм в духе антропологизма. [14]
Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Бо-тев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. [15]