Cтраница 1
Методология социально-философской антропологии позволяет выявить возможности формирования таких форм организации социальной деятельности, которые позволяют людям более полно реализовывать свои человеческие сущностные силы на основе гармонизации в условиях совместной социальной деятельности общественных и личных интересов. Это обеспечивает стабильное функционирование общества и возможности для самореализации как личности отдельных его членов. [1]
Предметным полем социально-философской антропологии является сам человек как социальное существо, а также его социально-индивидуальное бытие, которое проецируется через его деятельность на социальные связи социума и формирует благодаря этому его исторически определенные формы. В современных условиях становления постиндустриального общества, когда происходит переход от форм простой кооперации, обеспечивающей суммирование человеческих усилий в условиях совместной деятельности, к ее качественно новому интегральному уровню, на котором происходит также объединение научных, творческих и духовных усилий людей, значение методологических принципов социально-философской антропологии в исследовании и организации социальной жизни резко возрастает. В том числе, она позволяет осмыслить сущность и механизмы осуществления социально-управленческого процесса через призму интересов его непосредственных участников как субъектов, так и объектов управления, акцентируя в этом анализе проблему качества человеческой деятельности и меру выражения в этой деятельности их человеческой сущности. [2]
В то же время предметом исследования социально-философской антропологии является человек как социально-деятельностное существо. Однако независимо от позиции и роли индивида в системе управления его деятельность носит всегда целеориентированный, ценностно и мо-тивационно осознанный характер. [3]
Ключ к пониманию механизмов функционирования социального управления дает новая наука - социально-философская антропология. Ее предметным полем является сам человек как социальное существо, а также его социально-индивидуальное бытие, которое проецируется через его деятельность на социальные отношения и формирует благодаря этому исторически определенные формы жизнедеятельности социума. [4]
Предметным полем социально-философской антропологии является сам человек как социальное существо, а также его социально-индивидуальное бытие, которое проецируется через его деятельность на социальные связи социума и формирует благодаря этому его исторически определенные формы. В современных условиях становления постиндустриального общества, когда происходит переход от форм простой кооперации, обеспечивающей суммирование человеческих усилий в условиях совместной деятельности, к ее качественно новому интегральному уровню, на котором происходит также объединение научных, творческих и духовных усилий людей, значение методологических принципов социально-философской антропологии в исследовании и организации социальной жизни резко возрастает. В том числе, она позволяет осмыслить сущность и механизмы осуществления социально-управленческого процесса через призму интересов его непосредственных участников как субъектов, так и объектов управления, акцентируя в этом анализе проблему качества человеческой деятельности и меру выражения в этой деятельности их человеческой сущности. [5]
Разработка методологического обоснования модели системы социального управления предполагает использование также принципа взаимной дополнительности, работающего в физике XX столетия. Как пишет профессор В.Е.Кемеров, эта методология предполагает связь разных, дополняющих друг друга описаний сложного объекта, недоступного в его конкретной целостности для мыслительного и экспериментального инструментария исследователя. С другой стороны, раскрыть природу людей как субъектов социальных процессов возможно лишь на основе гуманитарной культуры, объясняющей их духовные устремления, ценностно-мотивационные ориентации, а также механизмы самореализации и самоутверждения в осуществляемой ими социальной деятельности. Следовательно, гуманитарный аспект выступает при исследовании объективных закономерностей функционирования системы управления как принцип дополнительности. И поскольку предметной областью исследования социально-философской антропологии является человек, реализующий себя в общественной жизни ( В.С.Барулин), то ее методологию можно рассматривать как связующее звено между социально-философским и гуманитарным подходами в исследовании поставленной проблемы. [6]