Cтраница 3
В подразделе Эргономические и эстетические требования приводят показатели: газового состава вдыхаемой смеси ( содержание кислорода, углекислого газа по ГОСТ 12.4.075 - 79); объемного расхода подаваемой газовой смеси ( для конструкций с принудительной подачей газовой смеси по ГОСТ 12.4.081 - 80); сопротивление дыханию на вдохе и выдохе по ГОСТ 10188 - 80; температуры вдыхаемой смеси по ГОСТ 12.4.007 - 74; остроты зрения ( в конструкциях, защищающих одновременно оба глаза, по ГОСТ 12.4.082 - 80); поля зрения по ГОСТ 12.4.008 - 74; звукового заглушения ( в конструкциях, закрывающих ушную раковину, по ГОСТ 12.4.092 - 80); местного давления; массы; допустимого времени непрерывного пользования; антропометрии. [31]
Не придерживаясь строго истории, отметим, что в начале основное внимание уделялось вопросам строения человеческого тела и динамики рабочих движений. На основе данных биомеханики и антропометрии разрабатывались рекомендации, относящиеся к рабочему месту человека и используемым им инструментам. Затем объектом исследования становятся физиологические свойства человеческого организма. Рекомендации, вытекающие из данных физиологии труда и ряда других, связанных с нею дисциплин, относятся уже не только к организации рабочего места, но и к режиму рабочего дня и некоторым другим сторонам трудовой деятельности. Предпринимались попытки оценить различные виды труда с точки зрения тех требований, которые они предъявляют к человеческому организму. [32]
Но нужно признать, что в отношении нетрудоспособных людей проводилось очень мало исследований. Существует лишь несколько исследований по антропометрии, немного больше по биомеханике в сфере протезов и ортезов, но практически нет никаких исследований по возможности переносить физические нагрузки. [33]
Динамическая структура трудовых движений, действий оператора, как правило, чрезвычайно сложна. Нормирование и оптимизация производственной среды только на основании данных статической антропометрии оказываются недостаточными, так как данные о размерах тела и его различных частей не содержат информации о взаимосвязи антропометрических характеристик, структуры и динамики движений, специфичных для каждого вида выполняемой работы, человеко-машинной системы. [34]
Соматография - это рабочий метод, заключающийся в конструировании схематических изображений человеческого тела в различных положениях с использованием всех норм и приемов технического черчения и правил начертательной геометрии применительно ко всем трем проекциям. Соматография исходит прежде всего из анатомии человеческого тела и из антропометрии, и на их базе она использует системы контурных элементов, системы основных размеров скелета, контурных и функциональных размеров, сведенных в так называемый технический канон. При этом необходимо стремиться к некоторому упрощению, к некоторой схематизации, которая, однако, не должна противоречить принципам анатомии. Основной задачей соматографии является сообщение конструкторам и проектировщикам ( иногда и другим специалистам) данных, необходимых для конструирования и технического вычерчивания человеческой фигуры при назначении размеров и формы рабочего поста и всего оборудования, с которым человек непосредственно соприкасается. Эти данные содержат также критерии, необходимые для обеспечения безопасности труда, удобства обслуживания машин, для обеспечения максимума возможных удобств водителям машин, пассажирам и др. Соматография является базой для научного анализа требований и функций работающего человека в связи с рабочим постом и производственным оборудованием. [35]
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, гигиены, физиологии и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, профилактике нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата. [36]
Однако в машиностроении этот принцип начали систематически применять лишь с недавнего времени, когда при конструировании машин и инструментов стали учитывать так называемый антропометризм, исходящий из пропорциональных соотношений между человеком н машиной или инструментом. В настоящее время, когда заботе-о человеке уделяется больше внимания, положения антропометрии стали одним из главных критериев правильности решения конструкций машиностроительных изделий. [37]
Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики. [38]
В настоящее время такой подход к проектированию ослаблен узкой специализацией инженеров-проектировщиков. В программах для технических вузов, к сожалению, еще не предусматривается изучение вопросов, связанных с психофизиологией, антропометрией и другими научными дисциплинами о человеке. Вместе с тем инженерам сплошь и рядом приходится конструировать различные технические системы и просто изделия, управляющим звеном которых является человек. Эти изделия в лучшем случае, обладая сами по себе высокими техническими достоинствами, все же лишены глубокой органической связи с человеком-оператором, что приводит к снижению функционального уровня системы человек-машина, человек-изделие, а в некоторых случаях создает угрозу для здоровья человека. [39]
Кроме того, Леонардо да Винчи, изучая пропорции человеческого тела, заложил основы другого важного для эргономики научного направления - антропометрии. [40]
Кроме того, Леонардо Винчи, изучая пропорции человеческого тела, заложил новы другого важного для эргономики научного нащ ления - антропометрии. [41]
Основное и вспомогательное оборудование магистральных нефтегазопроводов, нефтебаз и газохранилищ должно быть приспособлено к возможностям рабочих, обслуживающих агрегаты, установки или работающих на машинах, станках. При конструировании, размещении и монтаже машин, станков, аппаратов должны учитываться требования охраны труда, эргономики, технической эстетики, антропометрии и других наук о человеке в процессе труда. [42]
Эргономика как прикладная наука возникла под влиянием практических потребностей производства, повышения роли человеческого фактора в деятельности предприятия, в результате развития научно-технического прогресса. Она выросла из экспериментальной психологии, физиологии и гигиены труда и соединяет в себе данные и методологию медицины, биологии, биомеханики, антропометрии, психофизиологии, социологии, математики, инженерных и технологических знаний, принципов организации и гормирова-ния труда, связана с общей и социальной психологией, экономикой труда, экономико-математическим моделированием. [43]
Меры контроля и снижения уровней опасности на судах. [44] |
Снижение уровня травматизма и смертности в морском судоходстве требует успешного применения принципа человеческого фактора к работе и жизни на борту судов. Успешное применение принципа человеческого фактора означает, что операторы судов, инженерные и конструкторские решения, производственная деятельность, системы и принципы управления действуют, чтобы интегрировать антропометрию, работу, сознание и поведение. Например, погрузочно-раз-грузочные работы представляют собой потенциальную опасность. Соображения, связанные с человеческим фактором, подчеркивают необходимость четкой связи и видимости, эргономического соответствия рабочего порученной задаче, безопасного расстояния между движущимися механизмами, рабочими и грузом, а также обученной рабочей силы, хорошо знакомой с процессом работы. [45]