Cтраница 3
![]() |
Некоторые присадки, выполняющие в топливах несколько функций. [31] |
Антиокислитель и деактиватор металла - для дистиллятных топлив всех типов. [32]
Таким образом деактиватор металла выводит из сферы реакции значительную часть металлического катализатора. [33]
В качестве деактиваторов металлов могут выступать также некоторые белки, углеводы и поверхностно активные вещества, способные образовывать комплексы с переходными металлами. Это связано, по-видимому, с тем, что при переходе от кислой к нейтральной среде происходит постепенная диссоциация фосфатных, карбоксильных, имидазольных и и-амп-ногрупп белковой молекулы, и при этом увеличивается сродство белка к ионам металла. [34]
В качестве деактиваторов металлов используются продукты конденсации салицилового альдегида с аминами - салпцп-лидены и некоторые другие вещества. [35]
![]() |
Стабилизация распада ТЭС в авиационном бензине при добавлении деактиваторов металла ( окисление при 100 С. [36] |
Механизм действия деактиватора металла в этих условиях еще не объяснен. Возможно, главную роль играют взаимодействие комплексообразующего соединения с алкилсвинцовыми радикалами, инициирующими окисление, и, как следствие, подавление в самом начале возникновения окислительных цепей. При этом ни содержание ТЭС, ни антидетонационные свойства бензина практически не изменяются. Положительные результаты стабилизации прямогонного этилированного бензина расширяют область применения деактиваторов металла. [37]
Принцип действия деактиваторов металлов заключается в образовании с ними прочных комплексов, в которых каталитическое действие металлов ( в основном меди и железа) на реакции окисления углеводородов сведено к минимуму. Эти комплексы обычно представляют собой хелаты, получаемые при взаимодействии металла с Шиффовыми основаниями - биссали-цилиденалкилендиаминами, составляющими основу присадки. [38]
Исследовано влияние единственного ценного товарного деактиватора металла - дисалицилал - 1 2-пропандиамина - на стабильность к окислению всех типов рассматриваемых топлив. Было установлено, что это соединение является полезным в присутствии металлов. Эффективность его, по-видимому, уменьшается с увеличением пределов выкипания топлива. [39]
Данные о деактиваторах металла показывают, что механизм действия этих присадок изучен недостаточно. [40]
![]() |
Предотвращение распада ТЭС в авиационном бензине при добавлении деактиватора металла. [41] |
В некоторых условиях деактиваторы металла обладают стабилизирующим эффектом и в отсутствие антиокислителя. Механизм действия, деактиватора металла в этом случае не выяснен; внешне он как бы выполняет функции антиокислителя. Природные антиокислители в таком бензине отсутствуют ( бензин прямой перегонки, малосернистый), следовательно, нельзя предположить, что деакти-ватор металла усиливает их эффект. Необходимо дальнейшее изучение этого явления. [42]
К авиационным бензинам деактиваторы металлов в промышленном масштабе не добавляют [1 ], но к автомобильным - в США п ряде других стран - добавляют уже давно. Салицилидены в некоторых случаях служат причиной повышенного образования отложений в топливной системе двигателя [1]; кроме того, они чувствительны к кислотам и щелочам. [43]
Таким образом, деактиваторы металла, обладая весьма низким ] антиокислительными свойствами, могут использоваться тольк совместно с антиокислителями. [45]