Cтраница 1
Культовые действия всегда совершаются коллективно. Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное - это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества - самого этого сообщества. А совершение культового действия это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря осознает самотождественность. Дюркгейм дает следующее определение религии. [1]
Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православие и католичество признают все семь таинств; лютеране - крещение и причащение; Англиканская церковь - крещение, причащение, брак. [2]
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделились в самостоятельный вид деятельности. [3]
В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. По его мнению, сущность культовых действий состоит в том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечивает возвращение в обычный мир. [4]
Помимо этого, проводятся службы для церковного прославления святых, особенно - покровителей конкретного прихода ( престольные праздники), а также в честь чудотворных икон. Обязательными являются ежегодные специальные культовые действия на Воскресение Христово ( Пасху) и двунадесятые праздники. К последним относятся Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне ( Богоявление), Сретенье Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим ( Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов ( День Святой Троицы или Пятидесятница), Успение Богородицы, Воздвижение креста Господня. Все вместе они образуют годичный круг богослужения. [5]
В православии, как и всякой другой религии, с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов - таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать. Православные признают семь таинств: крещение, причащение ( евхаристия), покаяния ( исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение ( соборование), священство. [6]
Итак, раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. Культовое сообщество складывается из лиц совместно выполняющих культовые действия и имеющих различную степень устойчивости. Они могут образоваться на основе объединения одних и тех же лиц, регулярно в одном и том же месте совершающих культовые действия и в этом случае эти сообщества носят относительно устойчивый характер. Они могут образовываться и в разо-врм порядке для совершения того или иного обряда. Во всяком случае культовое сообщество распадается как только заканчиваются культовые действия. [7]
Итак, раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. Культовое сообщество складывается из лиц совместно выполняющих культовые действия и имеющих различную степень устойчивости. Они могут образоваться на основе объединения одних и тех же лиц, регулярно в одном и том же месте совершающих культовые действия и в этом случае эти сообщества носят относительно устойчивый характер. Они могут образовываться и в разо-врм порядке для совершения того или иного обряда. Во всяком случае культовое сообщество распадается как только заканчиваются культовые действия. [8]
Наряду с буддизмом, к числу мировых религий, имеющих наибольшее число сторонников, относится христианство. По данным ООН в настоящее время в мире насчитывается около 1 5 миллиарда последователей христианства. Каждое из этих крупных направлений в свою очередь, подразделяется на ряд более мелких вероисповеданий и религиозных организаций. Но всех их объединяют общие исторические корни, определенные положения вероучения и культовые действия. [9]
Обряды охватывают все сферы жизнедеятельности человека и не являются специфическим элементом религии. Но) в религиозной системе, как отмечалось выше, им принад-лейсит важная роль и здесь они имеют свои качественные особенности. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы. Каждая религиозная организация в про-цессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий. Поэтому одни и те же, с точки зрения их естественного, материального содержания, культовые действия приобретают в различный религиозных системах принципиальное отличное идейно-символическое и образное содержание. Так, например, очистительные обряды, связанные с погружением в воду или обливанием водой существовали в первобытном об-щефтве и существуют в современных обществах. Как отмечал видный советский этнограф С. А. Токарев, в древних обществах у многих племен они интерпретировались как особый способ очиститься от скверны в связи с нарушением тем или иным человеком табу - общественного запрета. [10]
Итак, раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. Культовое сообщество складывается из лиц совместно выполняющих культовые действия и имеющих различную степень устойчивости. Они могут образоваться на основе объединения одних и тех же лиц, регулярно в одном и том же месте совершающих культовые действия и в этом случае эти сообщества носят относительно устойчивый характер. Они могут образовываться и в разо-врм порядке для совершения того или иного обряда. Во всяком случае культовое сообщество распадается как только заканчиваются культовые действия. [11]
Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его появились брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи, а из ступней - шудры. Подобно ведизму брахманизм оставался политеизмом. Выделяется Троица главных богов: Брахма, Шива и Вишну. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии, причем у многих мужских божеств появляется своя женская пара. Все культовые действия выполняли только брахманы, причем главным богом брахманов был сам Брахма, а у кшатриев - единственный из ведических богов, сохранивших свое значение, Индра. [12]
В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богослов-ско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, как выражается Библия, он видел Бога лицом к лицу ( Быт. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия. Как пишет православный богослов А. Мень, Религия - восстановление связи между человеком и Богом, начинается в истории человечества после Грехопадения ( Менъ А. Мень называет культовые действия. [13]