Cтраница 1
Апокалипсис Петра, как и новозаветный Апокалипсис Иоанна, представляет собой описание фантастич е-ских видений, откровений, которые авторы этих произведений и стремятся поведать своим читателям. В апокрифическом апокалипсисе рассказывается, как Христос и его ученики идут в гору и им открываются картины рая и ада. Рай - это место, где находятся первосвященники н праведники. [1]
Рай Апокалипсиса Петра создан воображением тех верующих, которые уже не ждали конца света, а может быть, даже боялись его. Разгромы иудейских восстаний воочию показали, сколько ужасов может принести война, в которой гибнут и правые и виноватые; и кто знает, сколько еще будет войн и жертв, прежде чем произойдет наконец последняя война между сынами света и сынами тьмы и установится царство божие на земле. [2]
В Апокалипсисе Петра описан и ад. [3]
Итак, Апокалипсис Петра знаменует собой своеобразную переходную эпоху в становлении христианской догматики и этики: внеземной рай в земных образах; ад, где мучаются ростовщики, богачи, не желающие помогать беднякам, и люди, извращающие истинное учение. [4]
Согласно же Апокалипсису Петра в аду терпят наказание не народы, а отдельные люди, в перечне грехов появляются такие, какие не выделял его предшественник именно потому, что они относились к поведению людей в продолжающем существовать римском рабовладельческом обществе. Нужно ли было Иоанну выделять ростовщичество в качестве особого греха, когда любое приобретение богатства, с точки зрения первых христиан, было злом, за которое грозила смерть во время страшного суда. [5]
Отступники в Апокалипсисе Петра отличаются от тех, кто хулил путь справедливости, извращал справедливость. К последним относятся, скорее всего, христиане, не признававшие того учения, которому следовал автор апокалипсиса. Хулители пути справедливости не были, по всей вероятности, язычниками - противниками христиан, ибо язычники и так будут наказаны как идолопоклонники. [6]
Неудивительно, что Апокалипсис Петра пользовался популярностью среди христиан: он отражал настроения достаточно широких слоев их, сохраняя отзвуки идей первохристиан, отвечал в то же время потребностям своего времени. Неудивительно также, что церковь исключила этот апокалипсис из ч-исла священных книг. Это было сделано не только из-за слишком материального изображения в нем рая, но, вероятно, и по причине недостаточно полного перечня грехов, подлежащих наказанию в аду. [7]
Интересны эстетические особенности описания рая в Апокалипсисе Петра. Автор стремится произвести впечатление за счет красочных сравнений и эпитетов: тела праведников белее всякого снега и краснее розы, свет - сверхъяркий, волосы подобны венку, сплетенному из пестрых цветов, или радуге. Рай наполнен красками, ароматами, лучами солнца, а сами праведники так красивы, что их красоту даже нельзя описать. [8]
Христианская этика, как она отражена в перечне грехов Апокалипсиса Петра, во многом вобрала в себя общие правовые нормы и моральный климат своего времени: убийство, прелюбодеяние, лжесвидетельство считались преступлением во всех древних законодательных системах; наказание, в аду женщин, убивших своих неродившихся детей-попытка борьбы с распространенны в ту эпоху явлением. [9]
Относительно апокалипсисов там сказано: Мы признаем только Апокалипсис Иоанна и Апокалипсис Петра, который некоторые из наших не хотят читать в церкви. Таким образом, канон, составленный на рубеже II-III вв. Апокалипсис Петра был впоследствии отвергнут церковью, а опущенные послания включены. [10]
Кроме евангелий в произведениях христианских писателей упоминаются и другие не вошедшие в Новый завет книги, претендовавшие на священность: Апокалипсис Петра, деяния отдельных апостолов, послания апостолов ( например, послание Павла к лаодикейцам), Учение двенадцати апостолов ( Дидахе), Пастырь Гермы, принадлежащий к жанру откровений. [11]
Как уже говорилось, в Ахмиме ( Египет) в могилг средневекового монаха были найдены отрывок из этого евангелия и Апокалипсис Петра. Произведения были написаны по-гречески. В отрывке из евангелия автор называет себя я, Петр. [12]
Относительно апокалипсисов там сказано: Мы признаем только Апокалипсис Иоанна и Апокалипсис Петра, который некоторые из наших не хотят читать в церкви. Таким образом, канон, составленный на рубеже II-III вв. Апокалипсис Петра был впоследствии отвергнут церковью, а опущенные послания включены. [13]
Другое писание, связанное с именем Петра - Апокалипсис. Это произведение было хорошо известно христианским писателям II в. Создан был Апокалипсис Петра, вероятно, в начале II в. [14]
Трудно представить себе, чтобы под именем этого столь почитаемого апостола не появились священные книги первых христиан. В Новый завет включены два небольших послания, написанные от его имени. Но среди апокрифической литературы существовало Евангелие Петра, которое знал Юстин, и Апокалипсис Петра, который упомянут в Каноне Мура-тори. Почему же эти произведения были отвергнуты церковью. [15]