Cтраница 1
Роль логико-математического аппарата при этом заключается в том, что этот аппарат: а) является средством доказательного решения поставленной задачи; б) придает содержанию исследования абстрактный характер; в) обеспечивает модели простоту и конкретность ее строения и связей на основе сочетания количественного и качественного показателей. [1]
Научно-методическая работа ведется в порядке выполнения госбюджетных научно-исследовательских работ на основе систематического анализа методического опыта кафедры, проведения экспериментальных исследований, широкого применения логико-математического аппарата и вычислительной техники всем профессорско-преподавательским составом кафедры. Проведение таких исследований направлено на выработку объективных критериев оценки различных сторон педагогической деятельности, разработку прогрессивных форм и методов обучения. [2]
Формальный логико-математический аппарат педагогического содержания не выражает и не изменяет, но создает форму и обеспечивает своими средствами более четкое ее выражение и анализ. Как средство анализа этот аппарат характеризуется высшей степенью точности и тонкости не только там, где все известно, но, главное, там, где надо оценивать неопределенные ситуации, эмпирические данные информационного потока. Современный учебный процесс в значительной мере сочетает информацию с образом, знаковыми системами, связан с применением сложнейшей аппаратуры, расширяющей пределы познавательных способностей человека. Опытное и чувственное познание при обучении все более приобретает опосредованный характер. [3]
Для современной теории обучения высшей школы методы логико-математической формализации являются необходимыми в качестве инструмента объективного исследования, организации и оценки. Формальный логико-математический аппарат педагогического содержания не выражает и не изменяет, он создает форму и средства для более четкого ее выражения и анализа. Как средство анализа этот аппарат характеризуется высшей степенью точности и тонкости, и не только там, где все известно, но, главное, там, где надо оценивать неопределенные ситуации, эмп-ирические данные информационного потока. Современный учебный процесс в значительной мере сочетает информацию с образом, знаковыми системами, связан с применением сложнейшей аппаратуры, расширяющей пределы познавательных способностей человека. [4]
Моделирование находит применение как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании. В первом случае посредством моделей рассматривают конкретные факторы, характеризующие объект изучения на основе наблюдения и эксперимента. Во втором случае модели обобщают факты и стороны, устанавливают их абстрактную связь и зависимость посредством специального теоретического выражения и применения логико-математического аппарата и вычислительных средств. Как в том, так и в другом случае моделирование используется только для решения специально выделяемой части задач изучаемого объекта. Модель сосредоточивает на них все внимание, поэтому она выражает признаки ярче и полнее, чем реальный объект. [5]
Сама возможность автоматизации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть формализуемы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств. Поэтому, прежде чем приступить к проектированию учебного процесса, преподаватель должен определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной его частями. Эти данные могут помочь выбрать последовательность компьютеризации учебных предметов. Естественно, что в первую очередь она затронет те из них, которые используют строгий логико-математический аппарат и содержание которых поддается формализации. Неформализованные компоненты нужно развертывать каким-то другим, неалгоритмическим образом, что требует от преподавателя, учителя соответствующего педагогического мастерства. [6]
Логико-математическое моделирование использует для своего построения и для изучения объекта аппарат логики, математики и вычислительной техники. Логико-математические модели применяются в эмпирическом исследовании для прямой измерительной оценки показателей исследования. Примером могут служить стохастические модели обучаемости. В теоретическом исследовании они применяются в качестве средства выражения существа явления, его оценки и связей. Роль логико-математического аппарата при этом заключается в том, что этот аппарат: а) является средством доказательного решения поставленной задачи; б) придает содержанию исследования абстрактный характер; в) обеспечивает модели простоту и конкретность ее строения и связей, на основе сочетания количественного и качественного показателей. [7]
Берталанфи ( ныне работает в США), у к-рого, однако, было мн. Берталанфи состоит в признании изоморфности ( Изоморфизм и гомоморфизм) законов, управляющих функционированием системных объектов разного типа, и в попытках построения математического аппарата, описывающего поведение таких объектов. Важной заслугой Берталанфи является исследование открытых систем, к-рые постоянно обмениваются веществом и энергией с внешней средой. В 50 - 60 - е гг. предложен ряд др. подходов к построению О. Особое внимание здесь обращено на разработку концептуального, логико-математического аппарата системных исследований. [8]