Cтраница 2
При забивке шпонки молотком следует учитывать, что она может вызвать разрыв насаживаемой детали или появление трещин в ней. Поэтому забивание шпонки следует начинать с легких ударов молотком из мягкого металла, не дающего осколков. В соединениях с напряженной шпонкой следует при помощи щупа проверить наличие радиальных зазоров с обоих торцов собранного соединения. Зазор замеряют между дном паза ступицы и верхней плоскостью шпонки. Если имеется зазор, соединение следует переделать. [16]
При сборке соединения при помощи клиновой шпонки необходимо следить за тем, чтобы шпонка плотно прилегала ко дну паза вала и втулки и имела зазоры по своим боковым стенкам. Уклоны на рабочей поверхности шпонки и в пазу втулки должны совпадать, иначе деталь будет сидеть на валу с перекосом. Точность посадки шпонки проверяется щупом с обеих сторон ступицы. При этом проверяют, нет ли зазора между дном паза ступицы и рабочей гранью шпонки. [17]
В соединениях деталей, осуществляемых посредством шпонок, различают преимущественно клиновые, призматические и сегментные шпонки. В процессе сбории шпоночных соединений с клиновыми шпонками ось охватывающей детали смещается по отношению, к оси вала на величину посадочного зазора е ( фиг. Таким образом, для уменьшения биения охватывающей детали после сборки шпоночного соединения посадочный зазор желательно сокращать до минимума. При сборке соединения с клиновой шпонкой необходимо добиваться, чтобы дно паза охватывающей детали имело уклон, соответствующий уклону шпонки, так как иначе ступица будет сидеть на валу с перекосом ( фиг. Шпонка и пазы значительных размеров нередко при сборке пришабриваются. Точность пригонки контролируется проверкой зазоров щупом между шпонкой и дном паза ступицы, а также между ступицей и валом с обоих торцов. [18]