Cтраница 1
Социальное дно состоит из двух основных социальных типов: бывшие ритуалисты, которые в конце концов отказываются от норм приличного поведения, и те, кто стремился к жизненному успеху и даже чего-то достиг, но потерпел поражение. [1]
Обитатели социального дна, готовые пойти на значительный риск за незначительное вознаграждение, оценивают свою жизнь мизерной величиной. [2]
К социальному дну примыкает предцонье - примерно 5 млн. человек. [3]
К социальному дну примыкает преддонье - примерно 5 млн. человек. [4]
Неизбежным спутником капиталистического города был городской люмпен-пролетариат - социальное дно города, как, например, обитатели Хитрова рынка в Москве - прототипы персонажей горьковской пьесы На дне. [5]
В данном случае маргинальность рассматривается нами не как принадлежность к социальному дну, но как состояние статусного несоответствия или декомпозиции статусов ( см.: Lenski G. [6]
Римашевской, в России состоит в том, что выпадающие на социальное дно группы имеют весьма незначительную вероятность возвратиться к нормальной жизни, встроиться в рыночные отношения. [7]
Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями социального дна: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами. [8]
В произведениях шестидесятников сильны натуралистические тенденции, функция которых - рельефнее и впечатлительнее представить уродливое и беспросветное существование обитателей социального дна. [9]
Установка быть не может в сколько-нибудь значительной мере и в массовом масштабе реализовываться и люмпенами - людьми, опустившимися на социальное дно в силу различных причин общественного и личностного свойства. [10]
В социальной структуре российского общества в переходный период происходит формирование новых слоев, прежде всего предпринимательского класса. В современном российском обществе выделяются четыре слоя и социальное дно. [11]
Характерной особенностью ухудшения социального самочувствия является рост маргинальных групп ярко выраженного деклассированного характера. Так, продолжает быстро расти такая категория социально обездоленных, как нищие, которые сегодня являются активной силой социального дна и нижнего слоя криминалитета. Ядро контингента нищих снова, как и в дореволюционное время, стали составлять профессиональные нищие. По оценочным данным, численность профессиональных нищих выросла с осени 1993 года по осень 1994 года в 3 - 4 раза и составляет около 300 - 350 тыс. человек. [12]
В рамках эгалитаризма существует так называемый ролзианский подход ( по имени философа Дж. Ролзи, предложившего этот подход), который исходит из того, что каждый индивид не знает, поднимется ли он по социальной лестнице или не удержится на ней и упадет на социальное дно. Поскольку индивид ничего не знает о своем будущем, то он предпочтет такую политику правительства, которая направлена на улучшение положения самых бедных членов общества. [13]
Интегральный, стратификационно выпуклый перечень социальных групп, отражающий эти латентные отношения эксплуатации, был опубликован Т.И. Заславской несколько позднее. Она отнесла к главным структурным элементам советского общества: а) социально-замкнутый и личностно интегрированный правящий класс номенклатуры; б) сравнительно небольшой средний класс, включающий директорский корпус и наиболее квалифицированных и ( или) приближенных к номенклатуре интеллигентов; в) слабо стратифицированный низший класс, объединяющий наемных работников ( рабочих, колхозников, представителей интеллигенции средней и низшей квалификации); г) социальное дно, состоящее из десоциализированных, потенциально криминогенных групп, утративших связи с обществом. [14]
Нижний - низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть социальным дном, или андер-классом. [15]