Cтраница 1
Уложенная комиссия в количестве 572 человек собралась в Петербурге в 1767 г. В ее составе было 165 ( 33 %) представителей дворян, 208 жителей городов, 28 представителей правительственных учреждений, 42 однодворца, 74 казака и государственных крестьянина, 54 представителя народностей Севера, Сибири и Поволжья. Вскоре они ознакомились с Наказом Екатерины II, вернее, с тем, что от него осталось после редактирования этого документа ближайшим окружением императрицы. [1]
Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был присвоен титул Великой, премудрой матери Отечества, что означало окончательное признание Екатерины II русским дворянством. [2]
Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия 1768 г. была распущена. До сих пор в исторической литературе не смолкают споры, зачем Екатерине II понадобилось ее созывать. [3]
Действительно, Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: Уложение не было составлено. Оно и не могло родиться в стенах столь громоздкого учреждения, уж больно не компетентными ( в смысле юридической подготовки) были люди, избранные в комиссию. Историки и поныне не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал Николай I. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны. [4]
Положения проекта Уложенной комиссии были использованы Екатериной II. Они нашли отражение в Манифесте 28 июня 1782 г., которым было закреплено право собственности на землю и недра. [5]
Третья особенность Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов - в наказах отражены сословные требования избирателей. [6]
С трибуны Уложенной комиссии и в публицистических сочинениях Щербатов развивал два тесно связанных тезиса: необходимость сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. [7]
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне - она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола. [8]
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33 % составляли выборные от дворянства, 36 % - выборные от горожан, около 20 % - выборные от сельского населения, 5 % - правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0 6 % населения страны, значительно повысится. [9]
Советская историография объясняла бесплодность Уложенной комиссии тем, что в выступлениях некоторых депутатов раздавались голоса в защиту крестьян, вызвавшие страх у императрицы. Именно поэтому она отказалась от возобновления работы комиссии. Однако подлинная причина отказа Екатерины от возобновления деятельности Уложенной комиссии состояла в том, что составительница Наказа с большим опозданием убедилась в игнорировании ею реальных условий жизни российского общества, не созревшего для восприятия идей просветителей. Не случайно в депутатских наказах и в выступлениях депутатов лишь изредка обнаруживаются ссылки на Наказ Екатерины: идеи Наказа Екатерины не нашли понимания ни в выступлениях депутатов, ни во мнениях населения, их избравших. [10]
В последующем, в ходе работы Уложенной комиссии 1767 - 1768 гг., права дворян были закреплены в Проекте о правах благородных, положенном в основу Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, подписанной Екатериной II 21 апреля 1785 г. Дворянам даровалось право создавать местные сословные организации ( губернские и уездные дворянские собрания), на которых избирались губернские и уездные предводители дворянства. Дворяне освобождались от обязательной службы, телесных наказаний, конфискаций, не могли быть лишены званий и прав без приговора дворянского суда, утвержденного верховной императорской властью. [11]
Значительно большим было влияние его выступлений в Уложенной комиссии, где он представлял интересы дворян Ярославского уезда. [12]
Постановление о поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за ее пределами. [13]
Если объявление конкурса Вольным экономическим обществом, составление Наказа и созыв Уложенной комиссии должны были выражать намерения Екатерины, символизировать программу царствования, то на ее путешествие в Крым возлагалось как бы подведение итогов претворения этой программы в жизнь, показ цветущего состояния империи. По пышности и помпезности это путешествие не знало себе равных ни в предшествующее, ни в последующее время. Огромная территория от столицы империи до Крыма была превращена как бы в театральную сцену: ее устроителем являлся Григорий Потемкин, а зрительницей - Екатерина. [14]
В контексте декларирования значения идей просветительства для государственного управления следует рассматривать так называемую Уложенную комиссию. [15]