Добыча - чугун - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Богат и выразителен русский язык. Но уже и его стало не хватать. Законы Мерфи (еще...)

Добыча - чугун

Cтраница 1


Добыча чугуна ( около 45 млн пудов по 60 коп.  [1]

Для добычи чугуна уголь обыкновенно предварительно превращается в кокс, и 16 частей угля дают около 10 частей кокса, так что на одну часть чугуна шло около 1 / 2 частей кокса. При отливке чугуна идет бколо 25 % угля, при производстве изделий и сортов из железа и стали опять расходуется уголь, так что на пуд железа или стали в изделиях в среднем расходуется около 4 пудов угля.  [2]

Великобритания долго занимала первенствующее место в мире по добыче чугуна и хотя недавно уступила его С.  [3]

Теперь уже криворожские руды везут на 300 верст, а разовьется добыча чугуна - повезут и дальше. На одну доменную печь, дающую ежедневно по 1000 пудов чугуна, идет в год лучшей руды около полумиллиона пудов. При провозе на 300 верст это уже составляет 150 млн пудочверст. А такой сравнительно еще небольшой завод, как Юза, имеет уже три доменных печи. Не считая польских, уральских и других углей, эту пропорцию вывоза, рано, или поздно, даст один донецкий уголь.  [4]

Не одни железные и содовые заводы там должно строить, как я уже упоминал в 1 - й главе, но, чтобы не расплываться в общих местах, я остановлюсь еще над добычей чугуна, чтобы показать, во что может - обойтись пуд при ценах Донецкого края. На пуд чугуна, при 60 % ( а руды в 70 % и выше есть в Донецком крае) содержания железа в руде, потребуется никак не более 13 / пуда руды.  [5]

Технический прогресс в добыче чугуна виден из того, что в начале 50 - х годов чугун стоил почти в 9 раз дороже угля, а ныне стоит с небольшим в 5 раз.  [6]

Из других ископаемых имеются отчетливые данные всех стран только для металлов, поваренной соли и некоторых других, причем в большинстве случаев записано лишь производство самих металлов, но количество руд, примененных для получения, часто не известно, хотя к чисто горному делу должно относить только получение руды, и из металлов разве только золото и платину, вымываемые хотя и в неочищенном, но все же в металлическом виде. Но для железа в некоторых странах дано и количество руд, а потому с него мы и начнем, тем более, что его количество и ценность выше, чем всех прочих металлов. Однако прежде чем сделать общий свод добычи чугуна, рассмотрим в отдельности наиболее достойные внимания страны.  [7]

А все1 же урок вновь был получен, и дело затем пошло иначе. В конце 60 - х годов на северо-восточной окраине Донецкого бассейна Пастухов, а на юго-западной - англичанин Юз взялись установить и установили-таки добычу чугуна и железа на донецких углях: Пастухов - на антраците, Юз - на отличном коксовом угле Кальмиусо-Богодуховской местности. Первый все дело вел и ведет от себя, на свои личные средства. Второй основал компанию Новороссийское общество каменноугольного и железного производства и заключил с казною обязательство вырабатывать уголь и добывать чугун, железо и сталь и делать рельсы, которые по сих пор составляют главную специальность этого образцового у нас завода. Сперва заказывались рельсы железные, ныне давно уже стальные. Юз, сам знаток дела, был мастером в Англии, привез оттуда мастеров; Ни крупных ошибок, ни долгих остановок, конечно, помимо мелких, неизбежных, случайных неудач, завод г. Юза не терпел, выгоды давал, дает и - будем думать - станет я впредь давать; пустыню, степь превратил в кусочек Англии, хоть рядом с английскими рабочими пользуется и массою русских сил. Сел он на голой степи, на землях, арендованных от князя Ливена, устроил целый город для жилья рабочих, для контор, мастерских. У него три домны для чугуна, одна малая для ферромангана ( марганцовистого чугуна, необходимого для производства стали в регенеративных печах, по способу Мартена) и все необходимое для переделки чугуна в сталь и в рельсы. С другой стороны, на земле князя Ливена, устроился целый городок Новый свет х с собором, с рынком, с еврейским контингентом, со школами с больницею, со своей полициею, оплачиваемой заводом. Своя ветвь железной дороги идет от завода к общей дороге.  [8]

Тем не менее подсобные, или концентрированные туки чрезвычайно важны и заслуживают внимательнейшего рассмотрения уже по одному тому, что некоторые индивидуальные хозяйства в России могут быть поставлены в голландские или бельгийские условия выгодного ими пользования, а главное потому, что эпоха необходимости и выгодности подсобных туков рано или поздно всюду придет, а следовательно, наступит и в России. Тогда станет ясным, как должен относиться таможенный тариф к вопросу об этом виде удобрений; простое же, предвзятое и огульное решение этого предмета во фритредерском или протекционном смысле для страны, если не ныне, то позднее, может быть еще более опасным, чем 5-копеечная пошлина на чугун в эпоху необходимости развития добычи чугуна ( см. стр. России могут понадобиться такие массы подсобных туков, которых ценность далеко превзойдет потребность в железе и его изделиях.  [9]

Так как на каждую лошадиную силу ( 75 килограммометров в секунду) паровые машины расходуют в среднем около 25 кг в сутки или в год ( вычитая простои) не менее 5 т на силу, а расход каменного угля на двигатели составляет, по крайней мере, половину всего потребления, то паровых двигателей в мире надо считать не менее 65 милл. Поэтому каменный уголь может служить мерилом промышленного развития. Около 15 % добываемого каменного угля идет для добычи чугуна, железа, стали и изделий из них.  [10]

Путиловский, около Петербурга, получили чрез понижение железнодорожного тарифа возможность выписывать далекий русский уголь. Очевидно, начавшееся улучшение внутренней производительности могло при этом не достичь до желаемого государству конца, потому что иностранный чугун не только подрывал и ограничивал спрос русского, но и направлял дальнейшую переделку не туда, куда следовало, то есть не к русским заводам, добывающим чугун, а к западным границам. С своей стороны, прибавлю еще одно, на мой взгляд существенное, обстоятельство: очевидно, что скорого роста добычи чугуна и удешевления его цены можно ждать преимущественно и скорее всего из Донецкого края, обладающего углем и рудами в изобилии, а вновь учрежденные на юге России заводы основались не там, а в Екатеринославе, за сотни верст от угля - в средине между криворожскими рудами и донецкими углями. Это определилось разными личными соображениями, следует же вызвать именно заводы прямо, как Юзовский завод, основанные на копях угля, потому что такие прочнее и дешевле всех. На счет 5 - 8 млн пудов ввозимого чугуна могут основаться такие новые 2 - 3 больших предприятия, и достаточно взглянуть на прилагаемую ( в выноске) таблицу - потребности угля для чугуна, - чтобы видеть выгодность скорее подвоза руд к углю, чем обратно.  [11]

По сведениям Раусона ( Sir Rawson W. За последние года упомянутое отнощение цен ( чугун около 43 шиллингов, уголь около 8.5 шиллинга за тонну) значительно ниже, чугун только в 5 раз дороже каменного угля. Это происходит не оттого, что уголь подорожал; напротив, и он, хотя немного, но все-таки подешевел, а оттого, что цена чугуна понизилась почти в 2 раза. Она опустилась, сверх того, не потому, что рабочая плата понизилась и она поднялась за эти года: отношение же цен сильно убавилось только потому, что к добыче каменного угля, а особенно к добыче чугуна, приложена энергия научного труда, который, преследуя свои задачи изучения природы, показал всякие возможности уменьшить количество работы и угля, затрачиваемых при получении данной массы чугуна. Родина Ньютона представляет и массу других доказательств подобного же рода. Но все они слагаются в том факте, что Англия, внешняя торговля которой составляет более 111 всемирной торговли, вывозит исключительно почти товары, произведенные не от урожаев или улова, а трудом, руководимым наукой. Каменный уголь, чугун, железо, машины, хлопчатобумажные изделия и шерстяные ткани-вот главные и по цене и по массе товары 1 от которых зависит все благосостояние Великобритании; а в каждом из этих товаров сказалась наука в ее важнейших практических приложениях.  [12]

Еия угля, должен иметь доступ в печь для выплавки чугуна. Он вводится после предварительного нагревания, для того, чтобы соблюсти экономию в топливе, достигая чрез это наиболее высокой температуры. Воздух вводится посредством особых воздуходувных снарядов, вдувающих его под некоторым давлением. Это позволяет вполне управлять степенью жара и ходом всей выплавки. Стенки этой печи должны представлять большую массу огнепостоянного материала, если желают вести продолжительное время беспрерывную добычу чугуна, бросая в верхнее отверстие такой печи руду, уголь и плавень, вдувая в нижнюю часть печи воздух и выливая из нижних частей печи. Все это достигается в шахтенных печах, называемых домнами или доменными печами. Прилагаемые рисунки изображают наружный вид и вертикальный разрез такой печи. Они часто прислани-ваются к какой-либо возышенности, для того, чтобы иметь легкий доступ к верхним частям домны, откуда всыпаются в нее руда и уголь или кокс.  [13]

Для добычи чугуна уголь обыкновенно предварительно превращается в кокс, и 16 частей угля дают около 10 частей кокса, так что на одну часть чугуна шло около 1 / 2 частей кокса. При отливке чугуна идет бколо 25 % угля, при производстве изделий и сортов из железа и стали опять расходуется уголь, так что на пуд железа или стали в изделиях в среднем расходуется около 4 пудов угля. Поэтому станет понятным, что переделка руд в чугун, железо и сталь должна сгущаться в местах добычи угля - там уголь дешевле, а потому и чугун и железо дешевы. Доменные печи и заводы для выделки железа и стали ставят на местах добычи угля, даже прямо около угольных шахт, для того чтобы избежать всякого накладного расхода на подвозку самого тяжелого груза - топлива. Поднятый из шахты уголь тут же кладут в печи для превращения в кокс и рядом же ставят домну, то есть печь для добычи чугуна.  [14]

Если принять, что чугун внутреннего производства дает такие же товары, как чугун, дающий ввозимые товары, то среднюю цену железных товаров, происходящих из пуда чугуна, должно считать, примерно, в 2 руб. 70 коп. Эта потребность очень мала, в два раза меньше средней мировой. Она, однако, растет и будет расти тем скорее, чем более мы станем строить железных дорог и железных судов, ибо они, как увидим далее, суть главные потребители железа. Тут, и именно тут, нам много необходимо догонять. А догонять, очевидно, нельзя, без риска новых страшных финансовых потерь ( стр. Довольно одной Корсак-Могилы, чтобы весь мир наделить железом ( стр. Довольно Урала и Кривого Рога с их неисчерпаемыми богатствами. Да и в Орловской и Олонецкой губерниях и всюду по России руды железа превосходного качества прямо выложены на показ и на пользование. Следовательно, таможенную пошлину на чугун следует держать покровительственною и явно вызывающею. Этим определяется то, что при пересмотре тарифа в 1891 г. пошлина с пуда чугуна поднята на 5 коп. России, и его руда вывозится от нас миллионами пудов. Возбуждать усиленную добычу чугуна, однако, нельзя, при всех наиблагоприятнейших естественных условиях производства, если чугуну этому не дать сбыта внутри страны, так как всякое новое дело не может не быть дорогим и потому вначале не допускает вывоза в другие страны.  [15]



Страницы:      1