Cтраница 4
Этнический уровень межкультурного взаимодействия наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми, исто-рико-этнографическими ( по общности духовной культуры), этно-конфессиональными и другими общностями. В современной этнологии этносом считается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, характеризуемая общими особенностями культуры, самосознанием и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. В основе этнического единства лежит представление о наличии кровнородственных связей между группами людей, образующих этнос. Этническая культура касается преимущественно обыденной жизнедеятельности этноса и включает язык, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, знания, верования, виды народного искусства, орудия труда, одежду, пищу, постройки, средства передвижения и т.п. Как и всякая культура, этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть эндогенным ( возникшим внутри культуры без влияния извне) и экзогенным ( заимствованным извне), являющимся результатом межкультурной коммуникации. [46]
Было установлено, что в процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы - стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией; - маргинализация - это одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность ( обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия стремления к получению новой идентичности ( возможно, вследствие дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры); - ф - интеграция - идентификация как со старой, так и с новой культурой ( см.: Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. [47]
Вторая зона коммуникации - личностная - от 45 до 120 см. Именно в этой зоне осуществляется общение индивида с другими людьми, так как это - самая подходящая для разговора дистанция. В зависимости от социокультурных стереотипов данная зона может расширяться или сужаться. Подмечено, что городской житель всегда стремится к меньшей дистанции в общении, а сельский - к большей. Это не удивительно, поскольку в сельской местности пространство дома значительно больше, чем в городе, и, например, соседки по деревенской улице могут вести беседу об очень личных проблемах, находясь при этом каждая на своем участке. Деревенский житель, перебравшийся в город, не только окликнет знакомого, идущего по другой стороне улицы, но и заведет разговор Через улицу, как он привык это делать дома. Точно так же оцениваются контакты в межкультурной коммуникации. В частности, темпераментные латиноамериканцы обычно общаются в зоне для них личностной, а для североамериканцев - интимной. Поэтому южане частенько оценивают северян как сдержанных и холодных собеседников, а те в свою очередь считают южан бесцеремонными и слишком активными. [48]
Фактически связать все эти усилия с отечественной базой, как правило, очень трудно. В промежутках персонал зарубежного филиала должен посещать штаб-квартиру и встречаться со всеми группами сотрудников, занимающихся международными делами. Насколько это возможно, персонал отечественной базы должен поощряться к посещению зарубежных подразделений, например, таких, в которых разрабатываются системы материального стимулирования. Могут быть организованы даже вечерние курсы иностранных языков и курсы по совершенствованию межкультурных коммуникаций. [49]