Cтраница 3
Освоение бестраншейного метода сооружения трубопроводов с использованием тоннелей очень важно в связи с планами развития нефтяной и газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом потребность в использовании тоннельных переходов значительно возрастает, так как в горных районах, в сложных природных условиях они смогут обеспечить высокую надежность сооружаемых трубопроводных систем. Учитывая сравнительно большую протяженность тоннельных переходов, важным является вопрос компенсации продольных деформаций от изменения температуры стенки трубы и внутреннего давления транспортируемого продукта. [31]
Отсутствие перемещений вызывает возникновение продольных напряжений, возрастающих с увеличением темп-ры стенок труб и внутр. Такие Б.п.т. сооружают при пересечении горных рек, ущелий, оврагов и др. преград. При сооружении таких Б.п.т. используют опоры с неподвижными, свободно-подвижными и продольно-подвижными опорными частями разл. Средние между компенсаторами опоры имеют неподвижные опорные части, ближние к компенсаторам - свободноподвижные, допускающие поперечные и продольные перемещения, остальные - продольно-подвижные. Для компенсации продольных деформаций применяют также прокладку Б.п.т. с изгибом ( изломом) в плане отд. Изгиб или излом осуществляют с помощью криволинейных отводов или вставок-отводов, изготовленных в заводских условиях, либо методом холодного гнутья на месте сооружения трубопровода. Расстояния между опорами в системах Б.п.т. с компенсацией зависит от диаметра труб, числа пролетов, принятой системы прокладки и от природных условий. [32]