Cтраница 1
Экологический компонент должен присутствовать в преподавании естественных, экономических и юридических дисциплин учебных заведений всех уровней, в особенности высших учебных заведений, с тем чтобы они вносили более весомый вклад в расширение информированности населения. Учебные материалы всех видов и для всех аудиторий должны основываться на научной информации, включая естественные, психологические и социальные науки, с учетом эстетических и этических факторов. Наряду с аудио - и видеоматериалами свое место должны занять краеведческие и туристические организации, используя музеи, исторические памятники, зоопарки, ботанические сады, национальные парки и другие охраняемые районы. [1]
Когда экологический компонент представляется технически отделимым, есть смысл рассматривать его отдельно только в том случае, если связанные с ним выгоды и затраты могут быть измерены правильно и полно. К экологическому компоненту следует применять другие правила. Идея заключается в том, что если развитие должно быть сохраняемым или устойчивым в долгосрочной перспективе, ключевые экологические ресурсы необходимо защищать и охранять вне зависимости от их текущей стоимости, которая к тому же во многих случаях никак не может быть правильно оценена. Однако, это не решает проблему правильного времени для инвестиций. [2]
Когда экологический компонент представляется технически отделимым, есть смысл рассматривать его отдельно только в том случае, если связанные с ним выгоды и затраты могут быть измерены правильно и полно. К экологическому компоненту следует применять другие правила. Идея заключается в том, что если развитие должно быть сохраняемым или устойчивым в пгштхх ппчнгш npnrnpjrrMnp; ключевые экслогнческн. Однако, это не решает проблему правильного времени для инвестиций в экологическом проекте. [3]
Взаимодействие вещественно-энергетических экологических компонентов ( энергии, газов, жидкостей, субстратов, организмов продуцентов, консументов и редуцентов), информации и динамических качеств природных систем количественно не линейно, т.е. слабые воздействия или изменения одного из показателей могут вызвать сильные отклонения в других, а также во всей системе в целом. [4]
К экологическому компоненту следует применять другие правила. [5]
Функциональное соотношение экологических компонентов нелинейно: незначительное изменение одного из них может привести к неадекватно большому позитивному или негативному ( для людей) изменению других. При этом экологическая система, как правило, теряет полезные для человека свойства и превращается в природную или экономическую пустыню. [6]
Правило взаимодействия экологических компонентов ( см. закон внутреннего динамического равновесия, разд. При этом соотношение меняется не строго пропорционально, а, как правило, скачкообразно. [7]
Вот уже несколько лет экологический компонент присутствует в программах экономической помощи Всемирного банка Польше, Румынии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. В настоящее время оборот капитала на рынке природоохранных технологий в странах Восточной Европы и СНГ составляет 25 млрд. долл. [8]
В естественно сложившемся соотношении экологических компонентов ( энергии, газов, жидкостей, субстратов, продуцентов, консументов и редуцентов, а также сопутствующей им информации) в рамках экосистем нет ничего лишнего или недостаточного, вредного или полезного для природы. Внеэволюционное или случайное природно-катастрофическое нарушение баланса экологических компонентов всегда антропогенно ( в коротком интервале времени) и пагубно для экосистем и природно-ресурсного ( экологического) потенциала развития человечества. [9]
БАЛАНС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ количественное сочетание экологических компонентов, обеспечивающее экологическое ( естественное, природное) равновесие. Например, для роста леса необходимы определенные климатические условия, состав атмосферы, водный режим, почвы, животный мир и состав микроорганизмов, возвращающих образовавшееся органическое вещество в минеральное состояние. [10]
БАЛАНС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ - количественное сочетание экологических компонентов ( энергии, газов, воды, субстратов, растений-продуцентов, животных-консументов и организмов-редуцентов), обеспечивающее экологическое ( естественное, природное) равновесие определенного типа, что позволяет формироваться и поддерживаться экосистеме определенного типа. [11]
БАЛАНС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ - количественное сочетание экологических компонентов, обеспечивающее экологическое ( естественное, природное) равновесие. Например, для роста леса необходимы определенные климатические условия, состав атмосферы, водный режим, характер почвы, животный мир и состав микроорганизмов, возвращающих образовавшееся органическое вещество в минеральное состояние. Но все эти компоненты, составляющие для леса среду жизни, тесно связаны с произрастающим лесом, качественные и количественные характеристики которого в значительной степени определяют местные климатические условия, состав атмосферы, водный режим, характер почв, животный мир и состав микроорганизмов. Изменение любого из компонентов ведет к переменам в общем балансе. [12]
БАЛАНС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ - количественное сочетание экологических компонентов, обеспечивающее экологическое ( естественное, природное) равновесие. Например, для роста леса необходимы определенные климатические условия, состав атмосферы, водный режим, почвы, животный мир и состав микроорганизмов, возвращающих образовавшееся органическое вещество в минеральное состояние. [13]
БАЛАНС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ - количественное сочетание экологических компонентов ( энергии, газов, воды, субстратов, растений-продуцентов, животных-консументов и организмов-редуцентов), обеспечивающее экологическое ( естественное, природное) равновесие определенного типа, что позволяет формироваться и поддерживаться экосистеме определенного типа. [14]
Совершенно очевидно, что любой из экологических компонентов до конца не может быть заменен - при отсутствии энергии нет жизни, то же при полном безводье и так далее. Для элементарных потребностей это очевидно, но в более сложных ситуациях, особенно когда речь идет о фундаментальных, но не столь известных и осознанных факторах, например, в системе потребностей человека ( см. главу 7), такая очевидность исчезает. Это ведет к ошибкам, иногда роковым. [15]