Cтраница 1
Конструкты могут быть заданы аналитиком либо подбираются самим экспертом. В последнем случае выделяются личностные конструкты, отражающие идеи или мысли, которые человек использует для осознания, интерпретации, объяснения или предсказания действительности. Примерами личностных конструктов могут быть умный - глупый, мужской - женский, хороший - плохой. Слово репертуарная означает, что анализируемые объекты выбираются по специальным правилам, так, чтобы они были связаны определенным контекстом аналогично репертуару ролей в пьесе. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток элементы часто задаются в виде обобщенных описаний, ролей, исполнителями которых каждый человек мысленно представляет знакомых ему людей или конкретные предметы. [1]
Схема конструкты экспе-вержен газовой эрозии. [2]
Абстракция, абстрактные конструкты понимались Вейлем при этом совсем не идеалистически: доминантой его подхода к математическому - более общо, теоретическому знанию как таковому - было построение: символическая, знаковая конструкция. Не умозрительные, так сказать, абстрагирование и обобщение, а абстракция, опирающаяся на регулярные, по определенным правилам ( система которых не обязана быть замкнутой и неизменной. Ибо последние суть средства, служащие в качестве реально-наглядной опоры для ума. Это необходимая питательная среда, в которой взращивается мысль математика и математизирующего естествоиспытателя, развертывается процесс теоретизации вообще. Именно абстракция, опосредованная символизацией, приводит к шагам, совершающимся под девизом мыслить конкретно. [3]
Для выявления конструктов используются: последовательный метод, а также методы минимального контекста, самоидентификации и ролевой персонификации. В соответствии с методом минимального контекста эксперту предъявляются произвольные тройки объектов и предлагается определить свойства, отличающие один объект от двух других. В результате определяются не только значения характеристик, но и сами характеристики. Решетка формируется следующим образом. По одной из ее осей располагаются значимые конкретные объекты, а по другой - разряды ( типы, роли), к которым они относятся. Распределив объекты по типам, эксперт заполняет первый ряд матрицы под колонками, обозначив три объекта кружочками. При этом он должен подобрать характеристику, которая обеспечивает сходство двух объектов и отличает их от третьего. [4]
Анализ пар системных конструктов используется для измерения согласия и понимания между людьми. Для этого два эксперта, имеющие разные точки зрения, создают и заполняют решетки по общей области знаний. При этом каждый независимо от другого выбирает элементы, выявляет конструкты и оценивает их. Затем каждый делает две пустые копии своей решетки, оставляя элементы и конструкты без значений их оценки. Обе эти решетки заполняются партнерами. При этом одна заполняется так, как он сам себе это представляет, а вторая так, как он представляет себе заполнение оригинальной решетки ее автором; Сравнение пар решеток помогает достигнуть соглашения и понимания между двумя людьми. [5]
Программа производит иерархическую кластеризацию системы конструктов эксперта и представляет извлеченные знания. [6]
Большинство студентов обладают артикулированной системой личностных конструктов, что означает большую детализацию и лучшую организацию социальной реальности. Можно отметить, что это согласуется с качествами успешного руководителя, от которого требуется четко ставить задачи, вырабатывать алгоритм решения задач, отделять значимое от второстепенного. Артикулированная система конструктов, предполагающая, что каждый оценивает объект, его элементы занимают определенное место в общей структуре; способствует эффективному достижению целей. [7]
Она предназначена для выявления системы личностных психологических конструктов эксперта. Каждый конструкт описывается некоторой совокупностью шкал, а каждая шкала, в свою очередь, образуется оппозицией свойств. Наиболее эффективный способ выявления оппозитных ( противоположных) свойств - предъявление эксперту триад семантически связанных событий с предложением назвать свойство, отличающее одно событие от двух других. На следующем шаге предлагается назвать имя противоположного свойства. Таким образом формируется базис области. [8]
Келли предлбжил использовать триады для выявления конструктов, поскольку этот метод отражал его теоретические представления о том, как конструкты впервые возникают. Однако в связи с тем, что у испытуемого выявляются уже сложившиеся конструкты, не обязательно использовать непременно три элемента. Триада не является единственным способом выявления противоположного полюса. [9]
Является ли измерением отображение реальных объектов в нечисловые математические конструкты. [10]
Анализ репертуарной решетки позволяет построить целостную подсистему конструктов, своеобразную индивидуальную семантическую карту, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека. Возможность прогнозировать поведение человека является одной из главных особенностей данного метода. [11]
Дальнейший теоретический анализ проблемы требует введения ряда новых теоретических конструктов, благодаря которым личностная парадигма изучения самосознания на полняется конкретно-психологическим содержанием. Самосоз нание как высшая форма развития личностной интеграции подчиняется тем же закономерностям развития, что и порож дающая его личностная структура. Именно в этом смысле мы понимаем утверждение С.Л.Рубинштейна, что самосознание вставлено, внедрено в жизнь личности. В развиваемом в исследовании личностном подходе это положение раскрывается в двух методологических тезисах: во-первых, признании при страстности самосознания, его опосредованности системой потребностей, мотивов и этических ценностей личности; во-вто рых, в трактовке источников формирования и движущих сил его внутренних трансформаций как процессов дифференциации и интеграции личностной структуры. Специфика пограничного самосознания конкретизируется и раскрывается через категорию зависимый стиль личности. [12]
Однако, в-третьих, отвергая непосредственную детерминированность теоретических конструктов общественной науки ( эвристически значимых утопий) самой социальной действительностью, которая есть не что иное как действительность ( действенность) индивидуальных человеческих поступков и их эмпирически фиксируемых констелляций, ученый-социолог не должен забывать о том, что его понятия и теории вовсе не являются результатом интеллектуального произвола. Ибо сама эта интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным нормам ( и прежде всего нормам формальной логики), причем сами они, как и духовная деятельность в целом, подчинены высшему принципу - принципу долженствования, который конкретизируется в системе высших человеческих ценностей. [13]
Отправляясь от факта избирательности поведения, В. А. Ядов логически упорядочил конструкты, с помощью которых П. А. Бернштейн, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Д. А. Узнадзе и другие наши психологи объясняли предрасположенность или предуготованность индивида к включению в различные сферы социального общения. В итоге было выделено четыре уровня регуляции поведения. [14]
Анализ репертуарных решеток позволяет выявлять значимые для специалиста признаки ( конструкты), определять силу и направленность связей между конструктами и строить из них связную систему. [15]