Cтраница 3
Упомянутый нами Седлар отмечает, что индийский аскетизм оказал огромное воздействие на греческое сознание. До гностиков идея отказа от жизненных благ, удовольствий, подавление в себе естественных желаний и побуждений, само поведение индийских аскетов не вызвали в Греции обостренного интереса. [31]
Павлов: Лекции о работе главных пищеварительных желез; - Курсы физиологии: главы о пищеварении; Гернет: Преступление и борьба с ним. Гамсун: Голод; Мопассан: Бродяга; Четьи-Минеи в ряде житий святых дают много материала, изображающего борьбу с голодом аскетов. [32]
Алексеев писал о божествах в китайских храмах: На иконах иногда рисуют всех трех патронов - Конфуция, Будду и Лаоцзы - в едином контуре, не делая разницы между ними. Каково Конфуцию, презиравшему религию и только высокомерно ее терпевшему, очутиться в объятиях Будды, а Будде, монаху, аскету, холостому ненавистнику плоти, видеть, как перед ним жгут свечи, прося о рождении сына или о скорейшей наживе и обогащении. [33]
Вебера, так и других компаративистов подводит тенденция создавать идеальные типы каждой религии, перекрывающие присущие этим религиям далеко не сходные ориентации. Поэтому вряд ли можно полагать, что для Китая характерен только шенъши - экстравер-тный и ориентированный на социум индивид, а для Индии - аскет, вышедший из социума, переставший интересоваться им и вообще всем несущественным, даже иллюзорным миром. После некоторых колебаний Арджу-на, в результате искусных идеологических построений Кришны, убедился в ограниченности своих моральных пережитков, недопустимости уклонения от долга и бросился в битву выполнять веление варнового принципа убивать своих родичей. Таковы веления дхармы, и эти веления распространяются на всех членов общества, по всем кастам. Только немногие аскеты могут позволить себе выйти на другой уровень, перестать интересоваться иллюзорным миром и вести индивидуальный поиск спасения. Они пользуются всеобщим почитанием, но они не образец для тех, кто должен выполнять свою дхарму, и просто для реально мыслящих людей, пользующихся предписаниями артхи для осуществления своей политической, торговой, ремесленной деятельности. [34]
Главой его и стал Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря. Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля-подвижника, который служил живым укором высшему, мало радеющему о спасении ближних, клиру. [35]
Во-первых, верования, как и знания, влияют на биологические факторы поведения. Мы видели выше, что под влиянием религиозных верований ( как и других) люди часто подавляют раздражители: половой, питания и самосохранения. Аскет постится и изнуряет тело, хотя фактор голода и побуждает его есть. Аскет подавляет половое вожделение. Верующие - будут ли они христиане или язычники, последователи религии социализма или капитализма, - часто идут на страдания, заключение в тюрьму, на смерть ( подавляют инстинкт самосохранения) во имя своих верований. Они предпочитают погибнуть, чем отказаться от своих убеждений. Все подобные факты - а их немало - говорят о подавлении биологических факторов верованиями. [36]
Для христианской традиции важна непричастность А. Монашество, возникшее в 3 - 4 вв. В житиях и гимнах аскетов нередко именуют земными А. Пахомий Великий в 4 в. [37]
ДЕРВИШ ( перс, дарвиш - открывающий дверь, нищий) - мусульм. Имеется два вида дервишей: странствующие и живущие в обителях под руководством наставников. Дервиши выдают себя за аскетов, стремящихся к единению с богом посредством уедин. [38]
Обустройство повседневной жизни, рационализация хозяйства были свойственны русской светской культуре, как и любой другой, о чем свидетельствует, в частности, Домострой. Духовным же идеалом оставался монах, аскет, странник, не привязанные к земным нуждам, не ищущие достатка и комфорта повседневного бытия. [39]
Худощавый и высокий, он выглядел одиноким молчаливым аскетом. [40]
Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней римской античности. Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами манихейского типа. [41]
Средние века представляют собой трудный период в развитии педагогической мысли. Школы для катехуменов, школы катехизиса, монашеская жизнь, уставы, мистицизм, схоластика, нищенствующие ордена - с этими словами связаны мрачные страницы в истории педагогики. Правила обучения в эти времена также действовали, но в отличие от античности, вытекающие из естественной жизни и деятельности людей, они нередко являлись плодами иезуитских измышлений, мистического воображения аскетов и вечно враждующих отцов-настоятелей. [42]
Повторю себя - я кому-то когда-то сказал: такие праздники имеют две стороны, и с обеих надпись хороша, хотя и противуположна: memento mori с одной стороны и vivere memento - с другой. Природа всеми языками своими беспрерывно манит к жизни и шепчет на ухо всему свое vivere memento. Аскет, требующий строгого целомудрия, насилует человеческую природу. Вторая половина стихов Врюсова - трагедия сладострастия - неотделима от первой никаким внешним анализом - именно вследствие жизненной цельности обеих. Единственным ключом, размыкающим ту и другую, может быть лозунг memento vivere. Блок, Urbi et Orbi Валерия Брюсова. [43]
С другой стороны, и властвование не предполагает необходимо наличности воли. Если взять самый простой пример властвования одного человека над другим, оно возможно помимо и даже против воли властвующего [ с. Человек, властвующий над другими обаянием святости, гениального ума, художественного таланта, чарующей красоты, властвует часто над нами, не думая о том, иногда даже сам того не желая. Аскет, свершающий свой подвиг умерщвления плоти, не ищет, конечно, власти над людьми. Он стремится, напротив, отрешиться от всех мирских стремлений и помыслов и однако очень часто получает, именно в силу этого, великую власть над верующими. [44]
Во-первых, верования, как и знания, влияют на биологические факторы поведения. Мы видели выше, что под влиянием религиозных верований ( как и других) люди часто подавляют раздражители: половой, питания и самосохранения. Аскет постится и изнуряет тело, хотя фактор голода и побуждает его есть. Аскет подавляет половое вожделение. Верующие - будут ли они христиане или язычники, последователи религии социализма или капитализма, - часто идут на страдания, заключение в тюрьму, на смерть ( подавляют инстинкт самосохранения) во имя своих верований. Они предпочитают погибнуть, чем отказаться от своих убеждений. Все подобные факты - а их немало - говорят о подавлении биологических факторов верованиями. [45]