Cтраница 1
Контакт трущихся поверхностей по рассмотренной схеме имеет место, например, в подпятниках скольжения шпинделей некоторых токарных станков. Осевое усилие передается через буртик шпинделя 1 ( фиг. Период приработки особенно отрицательно скажется на работе шпинделя в том случае, если обе сопряженные поверхности не будут перпендикулярны оси шпинделя, так как при этом возникнет осевое биение шпинделя. [1]
При контактах трущихся поверхностей в тяжелых условиях работы и при неизбежных зацеплениях, имеющихся на них микрошероховатостей, удельная нагрузка резко возрастает, поскольку она распределяется на микроскопически малой площади соприкасающихся микровыступов. При этом микрошероховатости свариваются, а работа по их разрыву, переходя в тепло, резко увеличивает температуру узла трения, в результате чего может произойти схватывание и задир трущейся пары. [2]
В момент контакта трущихся поверхностей осуществляется переход носителей тока - электронов и ионов - от одного тела к другому. В результате на обоих телах возникают заряды, одинаковые по величине, но различные по знаку. С металлических поверхностей заряд стекает легко, но оборудование для этого должно быть обязательно заземлено. Высокое объемное и поверхностное сопротивление полимеров, являющихся диэлектриками, препятствует утечке зарядов и приводит к накоплению их на поверхности пленки. [3]
В зоне контакта трущихся поверхностей с противоиз-носными и противозадирными присадками происходят химические превращения, в результате которых на поверхности металла образуются прочные сульфидные и фосфидные пленки ( противоизносные присадки обычно содержат серу и фосфор), предотвращающие натиры и задиры трущихся поверхностей. В гипоидные масла добавляют также хлорсодержащие присадки ( ЛЗ-309 / 2, Хлорэф-40); хлоридные пленки хорошо противостоят высоким удельным нагрузкам. [4]
Возникает при контакте абсолютно чистых трущихся поверхностей, которые могут быть созданы искусственно только в условиях тонкого физического эксперимента в глубоком вакууме при т-ре несколько сот градусов. [5]
В процессе скольжения точки контакта трущихся поверхностей непрерывно меняются. [6]
Ювенильное трение возникает при контакте абсолютно чистых трущихся поверхностей, которые могут быть созданы искусственно только в условиях тонкого физического эксперимента в глубоком вакууме при температуре несколько сот градусов. В практических условиях ювенильное трение может возникать на отдельных участках трущихся поверхностей, обнажившихся в результате удаления поверхностных пленок при износе. [7]
С, хотя в точках контакта трущихся поверхностей она может достигать 800 - 1000 С. [8]
Трение при граничной смазке характеризуется частичным контактом трущихся поверхностей по выступам микрошероховатостей при наличии смазочной жидкости во впадинах микрорельефа. В зависимости от количества смазочной жидкости характер трения может изменяться от трения со смазочным материалом до трения без смазочного материала. Если трение без смазочной жидкости определяется качеством трущихся поверхностей и свойствами материалов пары, а трение при жидкостной смазке - свойствами смазочной жидкости, то трение при граничной смазке определяется как качеством трущихся поверхностей и материалами пары трения, так и свойствами смазочной жидкости. Пленка смазочной жидкости, адсорбированная на трущихся поверхностях, имеет толщину в несколько молекулярных слоев и обладает свойствами, отличными от объемных свойств жидкости. Сила трения определяется суммой сил сопротивления относительному перемещению на участках непосредственного контакта трущихся поверхностей и сил сопротивления сдвигу в пленке смазочной жидкости. [9]
Поляризационные диаграммы. [10] |
Электрокоррозионное изнашивание происходит при прохождении через контакт трущихся поверхностей электрического тока. Изнашиванию подвержены скользящие контакты электрических машин и сварочных аппаратов, токосъемы транспортных и подъемнотранс-портных машин и устройств. [11]
Схема абразивного износа зубчатых колес. [12] |
Абразивная частица, попадающая в зону контакта трущихся поверхностей зубчатых колес, подвергается возрастающему давлению набегающих зубьев. Процесс износа в [107] объясняется следующим. [13]
В начале приработки, когда фактическая площадь контакта трущихся поверхностей еще мала, а истинные удельные давления соответственно велики, значительно превышая расчетные значения, существенную опасность представляет возможность задирания. [14]
Из-за наличия неровностей ( гребешков - следов резца) в местах контакта трущихся поверхностей возникают чрезвычайно высокие нагрузки, вызывающие резкое повышение в этих местах температуры. В местах контакта возникают молекулярное притягивание, схватывание, глубинные вырывы и задиры. Одновременно в местах контакта может происходить разрыв масляной пленки, в результате происходит сухое или полусухое трение, что приводит к преждевременному износу деталей. Изнашивание от высоких контактных напряжений имеет кегто главным образом при эксплуатации крупного сборудования. [15]