Cтраница 4
Лауристинь следующим образом обобщает задачи, объект и предмет контент-анализа применительно к изучению массовых коммуникаций [133]: ( 1) проблематика отражения действительности; ( 2) область реализации целей коммуникатора и социального института, который он представляет; ( 3) сфера потребностей аудитории массовой коммуникации, удовлетворяемых ею; ( 4) область взаимодействия коммуникатора ( органа информации, пропагандиста... Далее развертывается система индикаторов применительно к каждому из названных аспектов. Например, для первого аспекта ( отражение реальности) ставятся задачи: ( а) реконструировать события и явления и ( б) установить закономерности отображения действительности средствами массовой коммуникации. Объектом анализа здесь выступают содержание сообщений, их тематика и смысловые значения, а предметом - картина мира, представляемая средствами массовой информации. В последнем аспекте ( взаимодействие) ставятся задачи прогнозировать эффективность информационного воздействия, его социальный эффект и коммуникативные отношения между различными группами аудитории. Как объект коммуникации здесь указываются язык и структура текста ( то, о чем сообщается) и характеристики источника сообщения, а также его адресата. Предмет анализа в этом случае - соответствие средств коммуникации ее целям и опыту аудитории, содержания сообщений - социальному опыту слушателей и зрителей и, наконец, соответствие коммуникативных отношений между группами населения, как они отображаются в сообщениях, реальным отношениям, как они есть в действительности. [46]
Большой и ценный материал дают социологам изучение и анализ документов, контент-анализ церковной прессы и публикаций о религии в светских средствах массовой информации, изучение архивных материалов, которые позволяют найти точку отсчета при исследовании изменений религиозного феномена. [47]
Для решения глобальной задачи формализации обработки научной информации на средствах вычислительной техники контент-анализ может представлять методологический интерес только для второй части этой проблемы - разработка программного обеспечения теории анализа научной информации. Для первой же части проблемы - разработка самой теории анализа научной информации - контент-анализ даже в методологическом плане не представляет интереса, поскольку основан на чисто синтаксическом подходе. [48]
Особо следует остановиться на новых возможностях, которые открываются перед специалистами в контент-анализе. В большинстве случаев ввод текста в ЭВМ с помощью сканеров и преобразование его в электронный вид не являются более неразрешимой проблемой. [49]
Автор полемизирует с распространенным стереотипным представлением о принципиальной невозможности исследования художественных текстов методом контент-анализа. [50]
В разделе сборника Анализ содержания текстов и писем в редакцию содержится ряд интересных статей по применению метода контент-анализа и других подходов к анализу содержания текстов в области СМК. [51]
Основным отличием этого метода от рассмотренных выше является то, что в качестве индикатора здесь выбираются не символы ( как при контент-анализе) или термины ( как при тезаурусном методе), а словарные ( жаргонные или сленговые) слова. Отсюда и название метода - сленговый, т.е. жаргонный. [52]