Cтраница 2
КАМПОМАНЕС ( Campomanes) Педро Родригес ( 1723 - 1803), граф, один из проводников политики просвещенного абсолютизма в Испании. [16]
Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины IL Бе царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившийся до 1815 года. [17]
Они характеризуются, с одной стороны, симпатиями к народу, враждой к его угнетателям, а с другой-теорией просвещенного абсолютизма, являвшейся прогрессивной для Франции первой половины 18 в. Обе эти черты проявляются уже в период пребывания В. [18]
Каупиц ( Kaunitz) Венцель Антон, князь ( 1711 - 1794) - австрийский государственный деятель и дипломат; сторонник так называемого просвещенного абсолютизма; ярый враг французской буржуазной революции конца XVIII века; посол в Париже ( 1750 - 1753); канцлер ( 1753 - 1792); сторонник союза с Францией; противник Пруссии. [19]
Только вследствие реакционной политики русского самодержавия в послепетровское время гениальные начинания Ломоносова не могли получить своего полного развития и под разными предлогами глушились просвещенным абсолютизмом и его немецкой партией, заправлявшей Императорской академией наук. [20]
Кауниц ( Kaunitz), Нснцель Anton, князь ( 1711 - 1794) - австрийский государственный деятель и дипломат, сторонник так называемого просвещенного абсолютизма; ярый враг французской буржуазной революции конца XVIII века. [21]
Первые два-три года царствования Екатерины II заслуживают специального рассмотрения по двум причинам: в эти годы императрица разбирала завалы, оставленные предшествующими царствованиями, а с другой стороны, в эти же годы выявились зачатки новой политики, получившей название просвещенного абсолютизма. [22]
Вместе с тем важно отметить, что интерпретация естественных прав человека, которая дается поздним Просвещением ( например, у Гельвеция и Гольбаха, или у Руссо в трактате Об общественном договоре, или в так называемом утилитарном либерализме Бентама), оказывается существенно иной. Идеология просвещенного абсолютизма, на которой сходятся поздние просветители, грешит новой сакрализацией ( безмерным возвеличиванием) государственной власти и отдельных правителей. Либеральная идея все более приноравливается сперва к административно-правительственным, а затем - к буржуазным экономическим интересам. Оставляя в стороне задачу прояснения безусловной значимости прав человека, теоретики разумного эгоизма, физиократы и апологеты свободной торговли концентрируют внимание на их желательности и выгодности для процветания государства и общества. Права человека вовлекаются в контекст утилитарных задач. Тема экономической независимости ( частной собственности) как условия роста национального богатства начинает доминировать над всеми другими правовыми проблемами и затемняет их исходный смысл. В итоге дело оборачивается тем, что уже к 20 - м годам XIX века концепция прав человека и гражданина делается легкой добычей консервативно-романтической и социалистической критики. [23]
На период просвещенного абсолютизма приходится и расцвет австр. Вена, Прага, Зальцбург и др. города превратились в средоточие шедевров барочной архитектуры, а венские композиторы диктовали моду для всей муз. [24]
Крижанич, ратовал за просвещенный абсолютизм, настаивал на распространении науки и просвещения, которые стимулировали бы процветание государства, в том числе экономическое и культурное. Однако, будучи сторонником сословий, он считал, что дворяне должны сохранить свои привилегии, особенно в получении образования. [25]
Такой либеральный курс, получивший название эпохи просвещенного абсолютизма, был характерен особенно для начального периода царствования Екатерины II. Выдавая себя за ученицу французских просветителей, она выступала с различными прожектами и реформами в области народного просвещения, носившими тем не менее сословно-крепостнический характер. [26]
Несколько произведений Ломоносова посвящены Петру Великому. Ученый восторженно оценивал его правление как подлинное проявление просвещенного абсолютизма, образец подражания последующим правителям. [27]
Необходимо умеренное владение, ибо беспредельная власть противна законам Бога и природы. Таким образом, идеал политического устройства общества Юрия Крижанича приближается к просвещенному абсолютизму. Крижанич верит в хорошее законодательство, доброе законоставие, считает, что худое законо-ставие проистекает от незнания. [28]
Обязательными признаками абсолютизма, отличавшими его от предыдущих форм правления, являлось наличие регулярной армии, бюрократии, правильно органи-зо. Кроме того, абсолютизм может выступать в разных сбличиях - от цезаризма до просвещенного абсолютизма, поэтому нашей задачей является выяснение того, какую из абсолютистских форм предпочли Петр I и его преемники. Для ее решения необходимо обратиться к анализу характера выстроенного ими государственного аппарата, и принципов его функционирования. [29]
В годы, когда императрица разбиралась с наследием супруга, она стала претворять в жизнь и меры, положившие начало новому этапу в истории России. Расположив их в хронологической последовательности, мы обнаружим, что они в совокупности создают целостное представление о намерении императрицы руководствоваться идеями просвещенного абсолютизма. [30]