Cтраница 3
Императрица Екатерина и ее сотрудники. Екатерина вместе со своими современниками - королем Фридрихом II Прусским и императором австрийским Иосифом II - является выдающейся представительницей так называемого просвещенного абсолютизма. В молодые годы она с жадностью читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера - и считала себя их ученицей. В своих письмах Екатерина подробно рассказывает своему учителю о своей деятельности на пользу своих подданных и о военных делах, а Вольтер осыпает свою ученицу каскадом лести, похвал и комплиментов. [31]
Просвещенный абсолютизм - политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д Аламбером и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Тому способствовали два обстоятельства: благодаря крепостническому режиму, низкой грамотности населения и общей отсталости Россия представлялась просветителям страной, где реализация их идей должна была принести самые ощутимые плоды; кроме того, Екатерина оказалась прилежной ученицей просветителей, намеревавшейся энергично претворять их идеи в жизнь. [32]
Монтескье, нежели просвещенному абсолютизму Татищева. [33]
Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии. [34]
Смелые шо замыслу, но робкие по сути попытки Зимнего дворца обновить социально-экономические отношения в стране не нашли отклика в свободных сословиях. Последние, и в силу классовой ограниченности, и в силу нехватки информации о происходившем в стране, оказались не в состоянии реально оценить сложность и остроту проблем российской жизни. Верхи же империи, то величаво, то судорожно переходя от энергичного абсолютизма Петра I к невнятному правлению Анны Иоанновны, от просвещенного абсолютизма Екатерины II к рыцарскому деспотизму Павла I, попали в идеологический кризис. К концу века понятия государь и отечество в образованном обществе разошлись окончательно. [35]
Попытки Екатерины II, особенно в первые годы своего правления, избавить Россию от наиболее варварских привычек потерпели поражение. После восстания Пугачева и Великой французской революции отказалась от своих планов и сама императрица, Не продвинул Россию по пути европейского прогресса и просвещенный абсолютизм Екатерины, основанный на ложных посылках и утопических надеждах. [36]
Однако, следуя Петру I, Екатерина II в то же время понимала, что править открыто самовластно, как Петр I, уже нельзя. Эта политика была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Просвещенный абсолютизм проводил такие мероприятия, в которых были заинтересованы дворяне, само абсолютистское государство, но которые в то же время способствовали развитию капиталистического уклада. [37]
Грядущее восстание и революционные преобразования Радищев приветствует, но, как свидетель якобинского террора и ужасов пугачевщины, не торопит их и отводит для подготовки преобразований целое столетие. И в своей оде Вольность и в знаменитейшем Путешествии из Петербурга в Москву автор предупреждает, что предстоит долгий и многотрудный путь просвещения народа. Ведь все творчество Радищева идейно заострено против идеологии и практики просвещенного абсолютизма. По-видимому, не кто иной, как передовой слой самого образованного сословия - дворянства. Содержался ли в этом прогноз появления на российской исторической сцене дворянских революционеров - сказать трудно. Однако в исторической перспективе цивилизаторская, просветительская функция лучших представителей первого сословия в жизни своей страны была предугадана верно. [38]
Термин просвещение встречается у Вольтера, окончательно утверждается после статьи И. Под просвещением тогда понималось широкое идейное движение в разных странах, связанное с борьбой за установление царства разума, основанном на естественном равенстве и политической свободе. В России Просвещение укрепилось под влиянием Великой французской революции и идей французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. Термином Просвещенный абсолютизм в историографии определяется политика Екатерины II, проводимая ею для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений. Не было недостатка в провозглашении Екатериной II забот о благоденствии, безопасности, спокойствии всех подданных, но реально это касалось лишь усиления позиций дворянства. [39]
В примечании к своему переводу книги Мабли Размышления о греческой истории ( 1773) осуждал самодержавие как наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Истории двух Индий Рейналя, и Дидро), получила всестороннее обоснование на материале рус. Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального реформаторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной рево-люцшт. Запада и краха политики просвещенного абсолютизма Екатерины II, показавшего ( особенно наглядно после событии крестьянской войны 1773 - 75) бесплодность надежд на верхи. [40]
В примечании к своему пере воду книги Мабли Размышления о греческой истории ( 1773) осуждал самодержавие как наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Истории двух Индий Рейналя, и Дидро), получила всестороннее обоснование на материале рус. Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального реформаторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. Запада и краха политики просвещенного абсолютизма Екатерины II, показавшего ( особенно наглядно после событий крестьянской войны 1773 - 75) бесплодность надежд на верхи. [41]
Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального реформаторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. Запада и краха политики просвещенного абсолютизма Екатерины II. [42]
Нек-рые просветители были сторонниками просвещенного абсолютизма, нек-рые - конституц. [43]
В примечании к своему пере воду книги Мабли Размышления о греческой истории ( 1773) осуждал самодержавие как наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Истории двух Индий Рейналя, и Дидро), получила всестороннее обоснование на материале рус. Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального реформаторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. Запада и краха политики просвещенного абсолютизма Екатерины II, показавшего ( особенно наглядно после событий крестьянской войны 1773 - 75) бесплодность надежд на верхи. [44]
Струна, нагруженная п одинаковыми телами массы т, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, отклоненная от положения равновесия. [45] |