Cтраница 3
Широкое применение естественно встречающихся и вырабатываемых из угля или нефти высших углеводородов в жилищном и дорожном строительстве обусловливает очень интересную сферу использования газовых видов топлива, в частности СНГ. Плавление пека и вара, угольной смолы, нефтяного асфальта и природных битумов осуществляется достаточно просто - путем нагревания при сжигании практически любого вида топлива. Однако эти материалы обладают рядом свойств, которые могут быть реализованы лишь при тщательном управлении процессом сжигания газа и чистоте газообразных продуктов сгорания. [31]
В СССР лучшим сырьем для получения нефтяного асфальта считаются калужская нефть, тяжелая бинагадинская и грозненская беспарафиновая. В связи с грандиозным размахом дорожного строительства в СССР производство нефтяного асфальта должно быть отнесено к категории наиболее актуальных и ответственных отраслей нефтяной промышленности Союза, продукция которой быстро возрастает с каждым годом. [32]
В СССР лучшим сырьем для получения нефтяного асфальта считаются калужская нефть, тяжелая бииагадинская и грозненская беспарафиновая. В связи с грандиозным размахом дорожного строительства в ( ССР производство нефтяного асфальта должно быть отнесено к категории наиболее актуальных и ответственных отраслей нефтяной промышленности Союза, продукция которой быстро возрастает с каждым годом. [33]
Парафин окисляется путем быстрого пропускания кислорода при температуре 150 - 160 в присутствии мыла, служащего катализатором. Окисленный продукт ( 0 1 - 0 3 %) растворяют затем в нефтяном асфальте ( темп. [34]
По своей химической стойкости асфальто-битумные материалы превосходят феноло-формальдегидные и полимеризационные смолы, но по теплостойкости и механическим свойствам уступают им. Каменноугольные и древесные пеки, получаемые при перегонке смолы, имеют ф енольный характер и поэтому обладают меньшей химической стойкостью, чем природные и искусственные нефтяные асфальты. [35]
Покровная ванна имеет емкость всего лишь около 1 ж3, почему она должна постоянно пополнять израсходованную валиком пскрывальную массу. Для этого и служит тот избыток массы, к-рый поступает из верхнего бункера на поверхность полотна и не удерживается этой поверхностью, а стекает в момент прохождения через отжимные валики в ванну. Покровная масса состоит из нефтяных асфальтов, значительно более высокоплавких, чем таковые в пропиточной массе: t размягчения ее ок. [36]
Фракция, содержащая углеводороды, кипящие выше 300 С, называется мазутом и применяется как топливо для паровых котлов. Часто мазут подвергают перегонке с перегретым водяным паром ( во избежание разложения углеводородов) для получения смазочных масел: легких, например солярового, и тяжелых - веретенного, цилиндрового. Остаток, твердую массу темного цвета, называют нефтяным пеком или нефтяным асфальтом. [37]
Фракция, содержащая углеводороды, кипящие выше 360 С, называется мазутом и применяется как топливо для паро вых котлов или сырье для получения бензина и лигроина. Часто мазут подвергают перегонке с перегретым водяным паром ( во избежание разложения углеводородов) для получения смазочных масел: легких, например солярового, и тяжелых - веретенного, цилиндрового. Остаток, твердую массу темного цвета, называют нефтяным пеком или нефтяным асфальтом. [38]
Покрытия с асфальтовой основой абсорбируют некоторые количества влаги через еще более мелкие поры, и когда такое покрытие помещают в сырую почву на продолжительное время, то под покрытием можно нередко обнаружить тонкую пленку ржавчины. Увеличивается ли эта пленка ржавчины со временем и зависит ли она от качества пленки - окончательно установлено не было. Повидимому, при прочих равных условиях покрытия с основой из каменноугольной смолы до некоторой степени более влагоупорны, чем покрытия с основой из нефтяного асфальта. С другой стороны, асфальты имеют некоторые особенности, которые заставляют считать их в качестве покрытия для труб более ценными, чем каменноугольную смолу. Защитные качества битуминозных покрытий в отношении почвенной коррозии кроются, невидимому, в их свойстве поддерживать однородное распределение кислорода и влаги по всей поверхности трубы, снижая до минимума количество и потенциалы концентрационных пар. Относительно высокое сопротивление даже покрытия, уже абсорбировавшего влагу, значительно снижает силу гальванических токов, связанных с коррозией, так как сопротивление путей этих токов лежит в основном в области -, непосредственно примыкающей к поверхности трубы. [39]
Известно, что после освещения природный асфальт теряет способность растворяться в некоторых веществах. Нечто подобное происходит и с нефтяными асфальтами, но сходство это носит повидимому только внешний характер. Примесь парафина уничтожает в них это удивительное войство. Обработка хлористой серой, в отличие от настоящего природного асфальта, не только не увеличивает, но вовсе даже прекращает светочувствительность нефтяных асфальтов. [40]
Продукты первой категории отличаются низким содержанием серы: до 3 - 4 % в случае асфальтов, приготовленных из сернистых иефтей вроде калифорнских и мексиканских, и меньше % для: большинства советских. Такие асфальты уже приближаются к гудронам. Далее описываемые искусственные продукты обладают очень низким кислотным числом ( меньше 1), потому что лишены асфальтогеповых кислот, характерных для настоящего асфальта, п низким также числом обмыливания. При перегонке до-конца, сырой нефти, а следовательно и нефтяных асфальтов разбираемого типа, наступает разложение. Оно может наступить также н при перегонке в вакууме или с паром в случае местного перегрева. Чистый и блестящий излом такого еще не разложенного асфальта, до известной степени свидетельствует об отсутствии свободного рода - первого признака разложения. Разложенные асфальты имеют матовый излом с мелкими вкраплениями углерода и жидких масел разложения. Искусственная обработка нефтяных асфальтов серой п кислородом воздуха часто дает продукты с меньшей тягучестью и склеивающей способностью. [41]
Продукты первой категории отличаются низким содержанием серы: до 3 - 4 % в случае асфальтов, приготовленных из сернистых иефтей вроде калифорнских и мексиканских, и меньше % для: большинства советских. Такие асфальты уже приближаются к гудронам. Далее описываемые искусственные продукты обладают очень низким кислотным числом ( меньше 1), потому что лишены асфальтогеповых кислот, характерных для настоящего асфальта, п низким также числом обмыливания. При перегонке до-конца, сырой нефти, а следовательно и нефтяных асфальтов разбираемого типа, наступает разложение. Оно может наступить также н при перегонке в вакууме или с паром в случае местного перегрева. Чистый и блестящий излом такого еще не разложенного асфальта, до известной степени свидетельствует об отсутствии свободного рода - первого признака разложения. Разложенные асфальты имеют матовый излом с мелкими вкраплениями углерода и жидких масел разложения. Искусственная обработка нефтяных асфальтов серой п кислородом воздуха часто дает продукты с меньшей тягучестью и склеивающей способностью. [42]
Элементарный состав ( C H S O N) устанавливается, когда это признано нужным, обычными способами. Химические испытания направлены гл. Битумен определяется экстрагированием несодержащим спирта хлороформом. Для просушки употребляется специальный тигель. Вальчак и Раис предложили отделять битумен ( удельный вес около 1 2) от минеральной части ( уд. Торри: около 0 5 г вещества осторожно нагревается в никелевом тигле со смесью из 5 г перекиси натрия и 3 г углекислого калия, после чего сера определяется титрованием с барием. Парафин определяется по способу Марека: для этого к раствору пробы в хлороформе добавляется бензин и через час после смешения фильтруют смесь через костяной уголь; парафин определяется в фильтрате обычным способом. Однако необходимо иметь в виду недостаточность существующих приемов для вполне точного и уверенного решения могущих встретиться в этой области вопросов, тем более что многие из этих приемов лишь в руках опытного аналитика дают вполне надежные результаты. Гальфен и Шписс наметили приемы идентификации по виду пленки, какую оставляет испытуемое вещество на поверхности при испарении сероуглеродного раствора. Так например, природные асфальты дают черную пленку с блестящей и гладкой поверхностью, однако часто содержащую трещинки, ясно видимые на просвет; нефтяные асфальты дают пленку упругую, гибкую, мало однородную. [43]