Cтраница 1
Кочевье ( в L знач. [1]
От убогих степных кочевий до мощных совхозов и колхозов, от кустарных рудников и самодельных ткацких станков до первоклассной индустрии, от голодного прозябания, темноты, безграмотности до замечательного взлета самобытной, национальной по форме, социалистической по содержанию культуры - таков стремительный путь Советского Казахстана. [2]
Непримиримость оседлости и кочевья основаны на принципиально различном статусе человека по отношению к миру в двух этих цивилизациях. В земледельческой оседлой культуре человек фиксирован на земле, двигаясь во времени. Для него существует история, существуют перемены. Привязанность к фиксированному месту в пространстве делает его заложником четвертого измерения пространства - быстротекущего времени. Кочевник, будучи человеческим перекати-поле, свободно перемещается в пространстве, но, наоборот, фиксирован во времени. [3]
Последние сооружались в расположении летних кочевий. Строительным материалом служило дерево; в местах, бедных лесом, практиковались саманные дома и даже землянки с применением дерна для покрытия крыши. [4]
В итоге этих походов западные кочевья между Доном и Карпатами были приведены к покорности. В противоположность им половцы, жившие за Доном - на Волге и Кубани, - именовались дикими. Дикие половцы обыкновенно выступали союзниками ростово-суздальских князей, тогда как их степные враги, жившие на южной границе Волыни, - торки - поддерживали князей волынских. [5]
Итак, мы видим, что кочевье тесно связано с оппозиционной миссией пророков единобожия, которые вступают в конфликт с оседлым жреческим государством, составлявшим становой хребет как древней цивилизации, так и - в определенном смысле - сегодняшней. [6]
За полгода, проведенные епископом в печенежских кочевьях, его миссия окрестила лишь несколько десятков человек. [7]
Центральные районы современного Башкортостана являлись самыми северными пределами нозднесарматских кочевий в Южном Приуралье. Севернее их, на границе лесостепной и степной зон, уже начиналась территория расселения потомков финно-пермских племен эпохи раннежелезного века. Вероятно, в начале новой эры отношения между оседлыми и кочевыми племенами региона носили в основном мирный характер. [8]
Появление диаспоры мусульман в Европе означает совершенно новую главу в истории мирового кочевья. [9]
Кожаная утварь - оригинальная область материального быта, непосредственно связанная с кочевьями. Легкая и удобная в употреблении, необычайно прочная, она с самого появления была рассчитана на использование в пути. Кожаные мешки и фляги, наполненные кумысом или айраном и навьюченные на транспортных животных ( лошадь, верблюда), стали атрибутами подвижной кочевничьей жизни. Рецепты приготовления молочных напитков, в том числе и кумыса, основаны на естественном взбалтывании в условиях перекочевки. [10]
Для этого на восточной границе парка создается специальный видовой холм под названием Степное кочевье, на котором проектируется сооружение для укрытия от солнца и дождя в стиле древних скифских кочевий. [11]
Это и понятно, значительную часть года - весну, лето - жили на кочевьях в условиях богатой дикой природы. [12]
Судьба уцелевших Святославичей была печальной: Роман Святославич в 1079 г. был убит в половецких кочевьях, а Олег, добравшийся до Тмутаракани, был схвачен хазарами. [13]
Поздней осенью 1180 г., когда уже выпал первый снежок, воины Джамухи и Тэмуджина внезапно обрушились на кочевье меркитов, находившееся к востоку от Байкала. Враги, захваченные врасплох, бежали. Тэмуд-жин же хотел найти свою Бортэ и звал ее по имени. [14]
Нужно было уладить и отношения к ногаям, которые в Смутное время отстали от Москвы, перенесли свои кочевья с Ногайской стороны на Крымскую и воевали московские украинские города. [15]