Атман - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Торопить женщину - то же самое, что пытаться ускорить загрузку компьютера. Программа все равно должна выполнить все очевидно необходимые действия и еще многое такое, что всегда остается сокрытым от вашего понимания. Законы Мерфи (еще...)

Атман

Cтраница 1


Единство атмана и Брахмана - центр, тезис веданты - трактует как абсолютное тождество.  [1]

На пути к конечному спасению атман переживает непрерывные перевоплощения, каждая форма к-рого определяется кармой, судьбой, создаваемой поступками самого человека.  [2]

В упанишадах впервые излагается учение об атмане ( истинном Я), Брахмане ( абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доетгрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через единение атмана и Брахмана.  [3]

Вишиштадвайта-веданта ( ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что атман и Брахман частично тождественны и частично отличны друг от друга.  [4]

В индуизме освобождение как правило понимается как достижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.  [5]

В религиозном понимании человека духовное начало в нем - дух, душа, атман - осуществляет сакральные функции, связь с божеством. В контексте учения, что душу Бог сообщил человеку своим вдуно-венисм, представление о человеке как разумном существе становится указанием на бытие Бога, содержит при: шант: религиозной потребности в природе человека. Тобою человек, отличенный честию, как животное разумное, получил в удел мысль о Божестве 1, - восклицает в своей Песни Богу Григорий Богослов ( ок.  [6]

Шанкара полагает, что сходным онтологическим статусом с Богом - Ишварой обладает душа - джива, или атман. Будучи тождественна с Брахманом, она вечна и неунич-тожима.  [7]

В эпоху упанишад центр тяжести формирующегося индуизма постепенно смещается от политеизма к признанию фундаментального единства всего сущего на основе разработки доктрины единства атмана и Брахмана. В это же время начинают разрабатываться базовые для позднейшего индуизма доктрины кармы, сансары и мокши. Тогда же в религиозных представлениях брахманов появляются и элементы монотеизма, поскольку в ряде упанишад абсолют - Брахман описывается как всесо-вершенная божественная личность, творец и повелитель ( ишва-ра) всех миров.  [8]

В упанишадах впервые излагается учение об атмане ( истинном Я), Брахмане ( абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доетгрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через единение атмана и Брахмана.  [9]

Такой атман - Брахман, лишенный качеств и атрибутов ( ниргу-на), есть чистая основа сознания, которая никогда не может выступать объектом ни для себя, ни для к. Практически удобная истина ( вьявахарика-сатья) относится к сфере феноменального мира - маже-авидье. Майя-авидья создает и все психич. Реализация этого тождества и свертывание иллюзорной эволюции феноменальной вселенной возможны лишь в мистич.  [10]

Обычно выделяют так называемую эпическую санкхью изложенную в философских разделах Махабхараты и классическую санкхью. Согласно эпической санкхье, дух и материя равным образом оказываются проявлениями Бога, высшего атмана. По классической санкхье, эти два начала абсолютно самостоятельны и не-сотворенны. Таким образом, санкхья по своему учению дуали-стична. Создателями сакхьи считаются Капи-ла и Ишваракришна.  [11]

Брахманизм - древняя индийская религия, выросшая из ведизма. В ее основе лежит учение о Брахмане - божественной основе всего сущего - и Атмане - индивидуальном духе.  [12]

Метафизический в своей основе характер материализма ср. Провозглашая сознание свойством особого рода субстанции, эти школы пытались объяснить качеств, специфику сознания за счет соотнесения ума, мыслит, способностей человека с имматериальной душой ( атман, пуруша), к-рая сама сознанием не обладает, но как бы освещает и озаряет ум и делает тем самым возможным его функционирование в качестве органа мышления. Остальные школы этого направления наряду с восприятием в качестве самостоят, источника познания выделяют рацион, ступень ( логич.  [13]

По своей внутренней природе душа чужда какой бы то ни было деятельности. Состояние деятельности порождено ее преходящими, телесными орудиями. Атман, соединенный с двойственностью, которую привносит авидья, пребывая во сне со сновидениями или бодрствуя, является деятелем [ и потому ] несчастен.  [14]

Когда личность достаточно обособилась в качестве полноправного интегрированного холона, она может войти в холон более высокого порядка на правах одной из его взаимодействующих частей. Организующий принцип или Созидающий Центр этого холона называется в психосинтезе Я. Я представляет собой духовную сущность, признаваемую большинством религий, и известную под именем души, атмана или высшего Я. Когда личность достаточно интегрирована для того, чтобы служить материей или проводником выражения Я, над эгоцентрическими установками личности постепенно начинают доминировать установки более высокого порядка. По мере того как чувство самотождественности смещается вверх, происходит расширение сознания и сферы влияния данного лица, и оно начинает служить более масштабным целям.  [15]



Страницы:      1    2