Cтраница 2
Первое, что смущает воспитанного в духе Просвещения представителя западного мира, так это кажущаяся невыделенность человека из животного мира. Действительно, в ведических текстах человек часто именуется домашним животным. Однако в них же отмечается, что он занимает особое место среди животных: именно в человеке наиполнейшим образом проявляется Высшее Я - Атман, поскольку человек наделен разумностью. Более того, он обладает способностью следовать дхарме - моральному закону. [16]
Санкхья интересуется учением о развитии мира. Йога занимается преимущественно психологическими вопросами о путях отвлечения сознания от объективного мира. Миманса своей целью ставит философскую интерпретацию ритуалов ведической религии. Веданта известна как наиболее разработанная система объективного идеализма, к-рая развивает учение о брахмане - атмане как единственной истинной реальности. [17]
Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абс. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Как только незнание разрушено, атман осознает себя свободным. [18]
Ведические боги и обряды наделяются в У. Они истолковываются как аллегорические изображения человека к вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. В У, ставится вопрос о том, что представляет собой та высшая реальность, с познанием к-рой все остальное становится известным. Ответ дается идеалистический: то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти, - это есть брахман - духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека - атман. [19]
Ведические боги и обряды наделяются в У. Они истолковываются как аллегорические изображения человека к вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. В У, ставится вопрос о том, что представляет собой та высшая реальность, с познанием к-рой все остальное становится известным. Ответ дается идеалистический: то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти, - это есть брахман - духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека - атман. [20]
Индии источниками, в к-рых ставятся филос. Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух. Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них - о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он - ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира... В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно - средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана - атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У. [21]
Индии источниками, в к-рых ставятся филос. Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух. Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них - о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он - ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира... В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно - средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана - атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У. [22]
Индии источниками, в к-рых ставятся филос. Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух. Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них - о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он - ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира... В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно - средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана - атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У. [23]
Индии источниками, в к-рых ставятся филос. Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух. Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них - о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он - ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира... В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно - средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана - атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У. [24]
Индии источниками, в к-рых ставятся филос. Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух. Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них - о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он - ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира... В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно - средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана - атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У. [25]
Шанкары, служил для идеология, обоснования кастового строя, способствовал формированию религии индуизма. Веданта берет свое начало в учениях Упанишад. Бадараяне Веданта-сутре, к-рая вместе с Упани-шадами и Бхагавадгитой считается тройств, основанием В. Самыми значит, из них являются работы Шанкары и его учеников ( до 11 в. Основа учения Шанкары заключается в учении о безличном, абс. Брахман характеризуется единством бытия ( сат), сознания ( чит) и ничем не возмутимого спокойствия, блаженства ( ананда) и поэтому наз. Материальный мир-это не часть брахмана или его эманация, но сам брахман в своем эмпирич. Поскольку материальный мир не имеет в самом себе основания для своего бытия, то он неистинен, а лишь видимость, иллюзия ( майя) брахмана, к-рую, однако, обыденное сознание принимает за истину, подобно тому, как незнающий человек принимает зачастую веревку за змею, монетку, мелькающую в руках фокусника-за множество монет или же отражение луны в волнах реки-за множество лун. В своем заблуждении человек, принимая внешний мир за истинный, подчиняется законам его развития, считает себя его частью, оказываясь тем самым в зависимости от него. Однако на высшей ступени знания, когда человек усвоит истину о субстанциальном единстве брахмана и атмана и проникнется ею, он уже не отождествляет себя с миром и, избавившись от оков эмпирич. Шанкара исходит из наличия двух истин: низшей, или эмпирич. [26]