Духовная атмосфера - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Каждый подумал в меру своей распущенности, но все подумали об одном и том же. Законы Мерфи (еще...)

Духовная атмосфера

Cтраница 2


Вопрос о жизненных ценностях и о самом смысле жизни никогда так остро не стоял перед человечеством в целом, перед каждым мыслящим индивидом, как сегодня. И, пожалуй, никогда ранее мы не ощущали так зримо в духовной атмосфере общества чувство утраты смысла жизни. Называя эту утрату экзистенциальным вакуумом, всемирно известный специалист по проблемам психологии личности Виктор франкл ( Австрия) пишет: Когда меня спрашивают, как я объясняю причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: и в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет.  [16]

Один из важных вопросов, который рассмотрен в книге - вопрос об отношении христиан к обществу и государству и отношении этого общества к христианам. Именно поэтому, чтобы ввести христианство в исторический контекст, в книге содержатся описания социально-экономического положения и духовной атмосферы Римской империи I-III вв.  [17]

Духовная атмосфера была насыщена социалистическими зародышами, и даже Journal des Debats - классический орган правящей денежной аристократии, получавший солидную поддержку от правительства, - не смог остаться совсем в стороне от этого течения, что проявилось хотя бы в том, что он печатал так называемые социалистические бульварные романы Эжена Сю. Противоположный полюс представляли такие гениальные мыслители, уже порожденные пролетариатом, как Леру.  [18]

Как жители планеты Земля мы полностью зависим от нашего человеческого уровня сознания. Мы можем привлечь к своей жизненности духовную атмосферу, духовное руководство и поддержку, потому что в сфере духа не существует таких границ, как небо и земля. Переход к духовной жизни обычно не бывает быстрым. Часто он достигается преданностью тому, что важнее нашей человеческой деятельности и знаний.  [19]

Как жители планеты Земля мы полностью зависим от нашего человеческого уровня сознания. Мы можем привлечь к своей жизненности духовную атмосферу, духовное руководство и поддержку, потому что в сфере духа не существует таких границ, как небо и земля. Переход к духовной жизни обычно не бывает быстрым. Часто он достигается преданностью тому, что важнее нашей человеческой деятельности и знаний.  [20]

Все иллюзия, говорит и Нагель... На каждом шагу мы видим нашу эпоху, ее духовную атмосферу, выражающуюся в философии, - выраженной у Гамсуна в терминах художественного творчества.  [21]

Вот почему сегодня важно за коллективом людей труда, различными ассоциациями видеть, замечать каждого, его позитивные и негативные стороны. При этом не исключены меры администрирования по отношению к некоторым, то есть должна вестись борьба различными методами, средствами, обеспечивая необходимую результативность. Хотя эти меры действуют в виде единичного акта, но их значение заключается в формировании духовной атмосферы, и когда происходят изменения в сознании люде, то создается такая обстановка, при которой пренебрегать интересами коллектива становится невозможно. Однако существующие межведомственные, этнические, межотраслевые барьеры оказывают отрицательное влияние на духовный облик личности, на формирование общечеловеческих взглядов. Они даже разлагающе влияют на духовный облик людей, усиливают явления стихийности в общественном развитии, деформируют отношения людей в сфере производства, национальных отношений, распределения и обмена. Они подменяют по существу дух демократии во взаимоотношениях людей и хозяйственных организаций, развивают тенденцию обособленчества, общинно-групповой ограниченности, пренебрежения общественным потребностям. Эти явления в организации труда незамедлительно сказываются в поведении личности. Именно в сочетании эти. Осознанная дисциплина и инициатива производственника в условиях рыночной экономики является условием выполнения намеченных целей. Сознательные действия личности в собственных интересах и интересах общества формируются в тесном сочетании реальной действительности и целенаправленного воздействия социальной среды. Человек стоит перед выбором, который может подтвердить, но может и перечеркнуть его прошлую жизнь. И ценность человека определяется не только тем, живет ли он по своим убеждениям, но и прежде всего тем, каковы его убеждения.  [22]

Какое воздействие может произвести эта духовная ситуация на формирующееся молодое поколение, на юношу, только вступающего в жизнь. В особенности - если учесть, что общественное мнение, сложившееся в этой ситуации, обладает, по Платону, характером диомедовой необходимости по отношению к каждому индивиду. Внук скупого ростовщика или промышленника, ограничивавшего быт своих домочадцев одними элементарно-необходимыми удовольствиями; сын отца-демократа, воспитанного в ненависти к скряге-отцу, но освободившегося из-под его влияния лишь наполовину, - этот юноша попадает в духовную атмосферу, диаметрально противоположную той, каковая всю жизнь вдохновляла его деда и отравила половину жизни его родителей.  [23]

Точно так же полное преодоление частнособственнической психологии произойдет лишь на этапе строительства зрелого коммунистического общества. Однако отсюда вовсе не следует, будто постепенное приближение нынешних социалистических экономических отношений к зрелым коммунистическим само собой отбросит частнособственническую психологию. Экономическое положение не оказывает своего воздействия автоматически, как это для удобства кое-кто себе представляет... Значит, нельзя ждать, сложа руки, когда психология собственника навсегда исчезнет из духовной атмосферы в нашей стране. Нужно активно с ней бороться, для чего важно знать ее проявления и последствия, причины ее живучести.  [24]

Историческое исследование, освобождая мысль от давящего предубеждения и односторонности, все более обнаруживает психологические корни хозяйственной деятельности и выясняет экономическое значение тех религиозных основ, которыми живая человеческая душа определяется. В частном примере, нами рассмотренном, именно в вопросе о происхождении капиталистического духа яснее всего можно видеть, насколько сложно психологически происхождение экономического человека, который принимается в политической экономии за нечто простое, элементарное, неразложимое. Этот призрак экономического человека рассеивается при свете исторического исследования. Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального. Упругая воля и зоркий глаз теперь слишком редко встречаются в нашем образованном обществе, и, благодаря этому низкому качеству человеческой личности наряду, конечно, с другими внешними причинами, происходит медленное, но верное и неизбежное ( если все остается без изменений) экономическое завоевание России иностранцами. Для того, чтобы выше стать на поприще напряженного экономического соревнования, нам необходима, в числе других условий, и иная оценка хозяйственной деятельности, нежели интеллигентское пренебрежение или барски снисходительное отношение к этой прозе жизни. Для русского возрождения необходимо и национальное самовоспитание, включающее в себя в качестве одного из прикладных выводов и более здоровое, трезвое и, прибавлю, более честное отношение к вопросу о развитии производительных сил. В нашем обществе существует, по-видимому, живой интерес к экономическим вопросам. Экономические нужды России настолько очевидны и настоятельны, что не требуют пояснения, и тем не менее надлежащая оценка хозяйственной деятельности, понимание развития производительных сил как общенародного дела в нашем обществе все еще недостаточны. Общественное мнение принадлежит к числу невесомых, духовных факторов исторического развития и экономической жизни; особенно если сравнивать его со столь осязательным влиянием железного экономического механизма мирового рынка, то можно прийти к полному его отрицанию или совершенному к нему пренебрежению. Однако невесомые силы и современным естествознанием признаются иногда более могучими, - и подобным же невесомым, но реальным и могучим фактором экономического развития служит и общественное мнение и, в частности, те верования и убеждения, которые им руководят.  [25]

Закономерностью развития культуры личности здесь становится единство духовного и физического. Ленин в беседе с К. Цеткин подчеркивал, что молодежи особенно нужен здоровый спорт - гимнастика, плавание, физические упражнения - в сочетании и единстве с разносторонностью духовных интересов. В Программе КПСС в качестве одной из важнейших задач отмечается воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. В духовную атмосферу буржуазного спорта проникают идеи, противоречащие его природе как честного и бескорыстного игрового состязания. Связанный по своей природе с преодолением трудностей в борьбе, спорг открывает широкие возможности для воспитания волевых качеств. Совместные тренировки и соревнования выступают как фактор сплочения, развития коллективизма, чувства товарищества и взаимопомощи. Участие в спортивных соревнованиях, переживание событий спортивной жизни усиливают чувство общественного долга по отношению к коллективу, укрепляют социалистический патриотизм. Расширение и углубление международных спортивных связей усиливает духовное воздействие советских спортсменов как носителей коммунистической морали, идей пролетарского интернационализма.  [26]

К преподавательскому составу должны предъявляться требования гуманизма, уважения и требовательного отношения к студентам, эрудиции, высокой внутренней, внешней и речевой культуры, высоконравственных личностных качеств, справедливости, принцшшости, педагогического такта, вежливости, ответственного отношения к делу, умения управлять собой, постоянной работы над собой, повышения своего педагогического мастерства. Все эти качества должны быть присущи истинному преподавателю и именно они способны создать вокруг преподавателя духовную ауру, способствующую развитию духовности у студентов, стимулированию их интереса к преподаваемой дисциплине и формированию новаторского и творческого потенциала будущих специалистов. Тогда как для определенной части и нового, и старого, работавшего еще при социалистической системе состава преподавателей, характерны негуманность, некомпетентность, безразличие к делу, недобросовестность и безответственность, шаблонность и формализм. Это касается преподавателей как технических, так и гуманитарных дисциплин. Поэтому первым шагом к развитию духовности у студентов технического вуза должно стать создание высокой духовной атмосферы в среде преподавателей.  [27]

Ни миф, ни язычество не разрушают универсальности культуры, а, напротив, воспроизводят ее. Миф, в частности, живет, умирает и возрождается вновь. Как форму освоения жизни его невозможно устранить. Ничто не утрачивается из сокровищницы человеческой культуры. Вызванное к существованию человеческими потребностями, запросами бытия, достояние мифа сохраняется в живой толще совокупного духовного опыта человечества и порой неожиданно, стремительно врывается в духовную атмосферу современности.  [28]

В настоящее время, впрочем, как и всегда, борются между собой два отношения к миру вообще и к хозяйственной жизни, в частности: механически-утилитарное и религиозное. В первом случае наперед выдвигаются разные интересы и их борьба, - момент сознания обязанностей, общественного служения остается сравнительно в тени; во втором случае подчеркивается сознание обязанностей, утверждается понимание и самой общественной жизни как системы взаимных обязанностей. Оба эти воззрения борются и в жизни, и, насколько вообще идеи, общественное мнение, общая духовная атмосфера влияют на человеческую личность, преобладание того или иного воззрения оказывает влияние на хозяйственную жизнь. Господство утилитаризма и упадок личности угрожают подорвать хозяйственное развитие, как этого начинают опасаться уже относительно Англии и еще более относительно Франции с ее хозяйственным застоем. Народное хозяйство требует духовного здоровья народа. В русском обществе, среди интеллигенции развитие производительных сил ( выражение столь часто повторяемое марксистами) как своеобразная религиозно-этическая задача, как вид общественного служения пока очень недостаточно оценивается. В воззрениях на экономическую жизнь, особенно на ход промышленного развития, у нас господствует крайний бентамизм в той или иной форме ( чаще всего в марксистской разновидности) и фикция экономического человека принимается без анализа и критики. Преобладающее внимание сосредоточивает на себе момент распределения, понимаемого как результат конкуренции, классовой борьбы; сравнительно слабее сознается значение развития производительных сил как творческой задачи - роста всего народного хозяйства как совокупных усилий человеческих воль.  [29]

Отличительная особенность носителей этого типа функций - высокая степень индивидуализации так как инновации большей частью являются результатом творческих усилий отдельных личностей или малых групп коллективов. Поэтому за инновацией обычно закрепляется собственно имя автора или группы. Такое творчество неизбежно протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение принятых представлений, норм и правил. Но такой процесс нередко сопровождается не только мысленным экспериментированием над общественными конструкциями и доктринами, но и экзистенциальным экспериментом над собой и своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей и новаторов далеко не всегда благополучна, в отличие от хранителей, которые могут рас считывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать его развитость. Новаторская духовная деятельность - процесс мало уп равляемый, во многом зависящий от субъективных личностных факторов и от духовной атмосферы в обществе, от степени динамичности его культуры и от восприимчивости общества к инновациям.  [30]



Страницы:      1    2    3