Cтраница 3
Условный предел текучести определяется и непосредственно по машинной диаграмме. [31]
В том случае, когда мы располагаем машинной диаграммой растяжения, мы можем ею воспользоваться, например, в целях уточнения первоначального участка кривой ol-ei. Имея в виду последующую обработку машинной диаграммы, мы еще в процессе испытания образца на разрыв, на участке между пределом текучести и пределом прочности прерываем процесс в целях записи разгрузочно-нагрузочной кривых. При обработке машинной кривой мы проводим абсциссу Диаграммы X - X ( фиг. [32]
Кривая, построенная по этим координатам, приведена на фиг. Точками в кружках показаны результаты непосредственной обработки восходящей ветви машинной диаграммы. [33]
Если разделить величину растягивающей силы на первоначальную ( до испытания) площадь поперечного сечения образца, а величину абсолютного удлинения - на первоначальную расчетную длину образца, то получим диаграмму, в которой по оси абсцисс будут отложены относительные удлинения е, а по оси ординат - напряжения а. Такая диаграмма отличается от записанной диаграммным аппаратом лишь масштабами, так как все ординаты и аналогично все абсциссы машинной диаграммы изменены в одно и то же число раз. Учитывая сказанное, на рис. 2.21 эти диаграммы условно совмещены. Диаграмма в координатах к - а называется условной диаграммой растяжения. [34]
Характер сужения в шейке на участке В - D замерить довольно трудно, а поэтому условно можно провести через точку Dt касательную к участку ВС машинной диаграммы а - в и считать диаграмму OABD1 истинной диаграммой растяжения. [35]
В том случае, когда мы располагаем машинной диаграммой растяжения, мы можем ею воспользоваться, например, в целях уточнения первоначального участка кривой ol-ei. Имея в виду последующую обработку машинной диаграммы, мы еще в процессе испытания образца на разрыв, на участке между пределом текучести и пределом прочности прерываем процесс в целях записи разгрузочно-нагрузочной кривых. При обработке машинной кривой мы проводим абсциссу Диаграммы X - X ( фиг. [36]
Далее, из сказанного ясно, что жесткость стержня значительной толщины с острым надрезом больше жесткости стержня с пологим надрезом. Этот вывод подтверждается и тем показанным ниже фактом, что при остром надрезе объемность напряженного состояния ( наличие а2 0) начинает развиваться в стержне малой толщины ( d 3 мм), тогда как для стержня этой толщины, но с пологим надрезом ог. Объемность же напряженного состояния, как показано выше, увеличивает жесткость стержня. Увеличение жесткости стержня с увеличением остроты надреза подтверждается и непосредственно машинными диаграммами растяжения образцов толщиной 10 мм ( фиг. [37]