Cтраница 1
Исследования афазии показывают с исключительной убедительностью, что высшие психические функции не существуют просто рядом с низшими или над ними; в действительности высшие функции настолько проникают в низшие и настолько реформируют все, даже наиболее глубокие слои поведения, что их распад, связанный с отслоением низших процессов в их элементарных формах, в корне меняет всю структуру поведения, откидывая его к наиболее примитивному, палеопсихологическому типу деятельности. [1]
Исследование афазии давно привело к наблюдению, имеющему исключительное значение для уяснения соотношения между функциями левого и правого полушария. [2]
Одновременно с афазией обычно возникают нарушения письма - аграфия и утрата способности читать вслух, хотя понимание прочитанного может быть сохранено. [3]
При двигательной ( лобная афазия Брока) понимание речи может быть не нарушено, сама же речь крайне затруднена или даже невозможна. [4]
Часто сочетается с афазией и аграфией. [5]
В последнее время обследование больных с афазией часто проводилось с помощью количественных психологических тестов. [6]
Встречаются тяжелые формы глазной мигрени с временной афазией, потерей сознания, появлением зрительных галлюцинаций. [7]
Другая форма расстройства речевой функции - чувствительная ( височная афазия Верни-ке) - характеризуется расстройством восприятия речи. Человек не понимает речи, возникает избирательная глухота на слова; способность же речи не только сохранена, но проявляется даже повышенной говорливостью. Вследствие отсутствия восприятия собственной речи слова при чувствительной афазии бывают часто исковерканы и речь совершенно непонятна. [8]
Именно этим методом были проведены классические работы по изучению афазий - работы Брока и Вернике, Джексона и Хэда, Гольдштейна и его школы. Милнер, которые подробно описали синдром нарушения памяти при поражении гип-покампа, ставший исходным для многих современных представлений о нейропсихологии памяти. [9]
Вся суть, как показывают исследования связей слова и дела в детском возрасте и при афазии, в том, что речь поднимает на высшую ступень действие, прежде независимое от нее. Как развитие, так и распад высших форм действия подтверждают это. Вопреки положению Липманна, рассматривающего афазию как частный случай апраксии, Гутцман утверждает, что апрактические расстройства должны быть поставлены в параллель к афазии. Нетрудно увидеть здесь прямое продолжение его основной идеи о независимости действия и речи. [10]
Пожалуй, трудно представить себе более ярко общий распад высших психических функций при нарушении речевой символики, чем при афазии. Поражение речи сопровождается здесь и выпадением ( или значительным нарушением) знаковых операций; однако это выпадение отнюдь не протекает как изолированный моносимптом, но влечет за собой общие и глубочайшие нарушения в деятельности всех высших психических систем. В специальных сериях исследований мы могли установить, что афазик, у которого выпадают высшие знаковые операции, в практических действиях целиком подчинен элементарным законам оптического поля. В другой серии мы экспериментально установили резкие изменения, характерные для активной деятельности афазика, которая возвращается к примитивной нераздельности сенсорной и моторной сфер: непосредственное моторное проявление импульсов с невозможностью задержать свое действие и образовать отсроченное во времени намерение, неумение трансформировать с помощью перемещения внимания раз возникший образ, полная неспособность в рассуждении и действии отвлечься от осмысленных и привычных структур; возвращение к примитивным формам отображающего подражания - вот те глубочайшие последствия, которые связаны с поражением высших символических систем. [11]
Отметим нарушения моторно-эффекторной подсистемы - кодирования и фильтрации информации, распад автоматизированных алгоритмов, что клинически выражается в избыточной выдаче информации, моторной афазии, апраксии, встречающихся при органических поражениях психики, а также в некоторых расстройствах кататонического ряда. [12]
Кроме того, абсцесс левой височной доли проявляется у больного еще расстройством речи ( страдает речь, чтение, письмо) из-за сенсорной афазии, наблюдающейся в случаях поражения верхней височной извилины, или бывает амнестическая афазия, когда больные забывают названия предметов, асобенно при отвлечении внимания. Это типично для локализации процесса в нижней височной извилине. [13]
Между тем мы могли проследить на целой цепи фактов, как в процессе развития действие ребенка социализируется, как при потере речи, при афазии практическое действие опускается до уровня элементарной зоопсихологической формы. [14]
Нарушения первичной обработки информации ( ее фильтрации, отбора и декодирования, выделения сигнала из шума) клинически выражаются в таких органических симптомах, как агнозия, сенсорная афазия, загруженность; галлюцинации же, возможно, допустимо трактовать как своеобразные помехи, возникающие в каналах связи. [15]