Cтраница 3
Но Гутцман делает другую ошибку. Липманна, который склонен рассматривать отношение действия и речи и их нарушений при апраксии и афазии как отношение общего к частному, он сам становится на позицию признания полной независимости слова и дела. Для Липманна афазия есть только частный случай апраксии, и речь как специальный вид движения только частный случай действия вообще. Против этой концепции, растворяющей слово как специфическую функцию в общем понятии действия, справедливо возражает Гутцман. Он указывает, что только движение как более общее понятие может охватить, с одной стороны, выразительные движения ( речь) и, с другой, действия как соподчиненные, параллельные, координированные, соотносительные, более частные понятия. Считать речь более частным случаем действия - значит опираться на неверное с философской и психологической точки зрения определение понятия действие. [31]
Анализ данных, полученных на детях с левосторонней локализацией очага, показывает, что поражения зон, считаемых речевыми, у детей не сопровождаются характерными для взрослых больных нарушениями речевых функций. Вместе с тем, хотя у детей отсутствовали отчетливые изменения моторной и сенсорной функций речи, нейропсихо-логическое исследование обнаруживает у них наличие признаков амнестической афазии и нарушение слухоречевой памяти. При наличии очага в правой гемисфере у детей уже в 5 - 6-летнем возрасте проявляются специфические для взрослых больных признаки правополушарной патологии. [32]
Иногда у наследодателя в результате апоплексического удара развиваются речевые расстройства. При определенной локализации очага кровоизлияния в головной мозг больные не всегда утрачивают способность воспринимать происходящие события. В случае моторной афазии они правильно понимают речь и оценивают не только создавшееся положение, но и свое состояние. Эти больные легко вступают в контакт с собеседниками, объясняются жестами, с помощью которых правильно выражают свое волеизъявление. [33]
Вся суть, как показывают исследования связей слова и дела в детском возрасте и при афазии, в том, что речь поднимает на высшую ступень действие, прежде независимое от нее. Как развитие, так и распад высших форм действия подтверждают это. Вопреки положению Липманна, рассматривающего афазию как частный случай апраксии, Гутцман утверждает, что апрактические расстройства должны быть поставлены в параллель к афазии. Нетрудно увидеть здесь прямое продолжение его основной идеи о независимости действия и речи. [34]
Другая форма расстройства речевой функции - чувствительная ( височная афазия Верни-ке) - характеризуется расстройством восприятия речи. Человек не понимает речи, возникает избирательная глухота на слова; способность же речи не только сохранена, но проявляется даже повышенной говорливостью. Вследствие отсутствия восприятия собственной речи слова при чувствительной афазии бывают часто исковерканы и речь совершенно непонятна. [35]
В некоторых случаях тяжелых отравлений свинцом на высоте развития колик могут возникнуть острые нарушения мозгового кровообращения, протекающие по типу сосудистого криза. При этом отмечается расстройство сознания, преходящие явления гемипа-реза, афазия, амавроз, офталмоплегия, нередко констатировались изменения со стороны глазного дна, спазм сосудов, бледность сосков зрительного нерва, иногда застойные соски. [36]
В последнее время обследование больных с афазией часто проводилось с помощью количественных психологических тестов. Однако, несмотря на совершенствование методики, исследователи, изучающие афазию, по-прежнему делятся на два лагеря - одни утверждают, что существует единый дефект, связанный с повреждением задневисочной доли, а другие предполагают, что места повреждений столь же разнообразны, как и сами виды нарушений речи, и простираются за пределы латеральной поверхности мозга. [37]
Морфологическая асимметрия двух полушарий мозга. [38] |
Но эта возможность реализуется у ребенка не сразу. На самом раннем этапе усвоения речи в этом процессе участвуют оба полушария. У детей - правшей до пяти лет поражение правого полушария может вести к нарушению речи - афазии. Наоборот, если в этом же раннем возрасте левое полушарие поражено травмой или болезнью, его функции может принять на себя правое полушарие, становящееся речевым. [39]
Вся суть, как показывают исследования связей слова и дела в детском возрасте и при афазии, в том, что речь поднимает на высшую ступень действие, прежде независимое от нее. Как развитие, так и распад высших форм действия подтверждают это. Вопреки положению Липманна, рассматривающего афазию как частный случай апраксии, Гутцман утверждает, что апрактические расстройства должны быть поставлены в параллель к афазии. Нетрудно увидеть здесь прямое продолжение его основной идеи о независимости действия и речи. [40]
Всякого, кто следит за развитием областей знания, занимающихся исследованием языка в связи со строением мозга, не покидает чувство, что он присутствует при таких сдвигах в науке, от которых дух захватывает. Мне хотелось бы упомянуть несколько звеньев в моем собственном вхождении в науку, которые и определили это постоянно растущее чувство удивления перед ее возможностями. Такими начальными рубежами были: Семинар по некоторым применениям математических методов исследования в языкознании, который вел покойный П. С. Кузнецов вместе с В. А. Успенским и со мной в Московском университете в 1956 - 1958 гг.; многократные встречи с Р. О. Якобсоном в 1956 - 1967 гг., во время которых дискутировались предложенные им модели двоичных противоположностей в языке и других системах знаков; частые письменные и устные обсуждения в 1957 - 1962 гг. с А. Н. Колмогоровым многих вопросов кибернетики, о которых идет речь в книге; разборы в 1959 - 1961 гг. поражений головного мозга, вызывающих расстройство речи ( афазию), в лаборатории, которой руководил недавно скончавшийся А.Р. Лурия в Институте нейрохирургии; работа над вопросами физиологии речи в 1962 г. в лаборатории Л. А. Чистович в ленинградском Институте физиологии; многолетние совместные занятия с В. Н. Топоровым структурой мифологических, ритуальных и других знаковых систем. [41]
В лобной доле рядом с зоной моторной коры, управляющей движениями рта ( рис. 17.26), находится еще один центр речи - зона Брока. Она отвечает за произнесение слов. С их работой координируются дыхательные движения. Поражение зоны Брока приводит к нарушению способности произносить слова ( моторная афазия), хотя больные могут прекрасно понимать обращенную к ним речь. [42]
Больные видят цветные пятна, иногда - какие то фигуры, чудовищ, лошадей, бегущих по потолку, слышат шум, звон, гудки, бой барабанов; обычные звуки становятся очень громкими. Вербальные слуховые галлюцинации отсутствуют, если больные и говорят о голосах, то это скорее шум, напоминающий звуки человеческой речи. Больные испытывают неприятный вкус во рту, ощущают чьи-то прикосновения, неприятный запах или запах лекарств. Отмечаются также расстройства схемы тела ( руки отделяются от тела, язык утолщается, распухает), изредка - головные боли, головокружение, чувство жара, проходящая слепота, дисфагия, афазия. [43]
Вся суть, как показывают исследования связей слова и дела в детском возрасте и при афазии, в том, что речь поднимает на высшую ступень действие, прежде независимое от нее. Как развитие, так и распад высших форм действия подтверждают это. Вопреки положению Липманна, рассматривающего афазию как частный случай апраксии, Гутцман утверждает, что апрактические расстройства должны быть поставлены в параллель к афазии. Нетрудно увидеть здесь прямое продолжение его основной идеи о независимости действия и речи. Расстройства высших форм действия, связанных со словом, распад высших форм и происходящее при этом отщепление действия и функционирование его по самостоятельным, примитивным законам, вообще возврат к более примитивной организации действия при афазии и принципиальное опускание его на другой генетический уровень, которые мы могли констатировать во всех наших опытах, - все это показывает, что патологический распад действия и речи снова, как и построение, не совершается по двум независимым, непересекающимся параллельным линиям. [44]
Есть отдельные рассеянные по всей коре области, которые в той или иной степени связаны с речью. Есть двигательный центр речи, есть слуховой, есть зрительный. Каждый из них связан с различением одного из трех видов словесных обозначений - видимым, слышимым и произносимым. При устной и письменной речи, при чтении вслух или про себя в работу включаются самые разные отделы речевого центра. Всевозможные нарушения речи называются общим термином - афазии. [45]