Cтраница 3
Афинянин как производитель товаров чувствовал свое превосходство над спартанцами, так как последние располагали для войны лишь людьми, а не деньгами, что Фукидид и высказывает устами Перикла в речи, призывающей афинян к Пелопоннесской войне: омцаоч те eroiu - OTepot oi aUTOvpyoi тфх. [31]
Афиняне, считая, что благодаря этой мере потеряют больше сторонников, чем лакедемоняне, которые, таким образом, при любом гласном обсуждении окажутся хозяевами положения, решительно против этого возражали и одержали верх. [32]
Однако наиболее знаменитые из них, по-видимому, пользовались всегда гораздо большим почетом, чем кто-либо из представителей подобных профессий в настоящее время. Афиняне отправили академика1 Карнеада и стоика Диогена в торжественное посольство в Рим; и хотя их город тогда уже утратил свое прежнее величие, все же он был независимой и значительной республикой. Притом Карнеад был по рождению вавилонянин2, и, так как никогда не было народа, столь мало склонного к допущению чужестранцев к общественным должностям, как афиняне, их уважение к нему, по-видимому, было очень велико. [33]
Мы видели, что существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа. Афиняне учредили, таким образом, одновременно со своим государством также и полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников - ландъегерей, как их называют в Южной Германии и в Швейцарии. [34]
При системе рабства денежный капитал, затрачиваемый на покупку рабочей силы, играет роль денежной формы основного капитала, который возмещается лишь постепенно, по истечении активного периода жизни раба. Поэтому у афинян прибыль, которую рабовладелец получает непосредственно, при помощи промышленного использования своего раба, или косвенно, при помощи отдачи его в наем другим лицам, применяющим труд в промышленности ( напр. [35]
Немцы очень сильны в том, что они называют Geisteswissenschaften, т.е. в науках о духе и человеке. Нам придется вспомнить афинянина Фукидида, чтобы найти историка, сравнимого по значимости с Ранке; не слишком уступает ему и Момзен. Метод критического анализа в языкознании, особенно в области классической филологии, был разработан почти исключительно немцами - Ф.А. Вольфом, Беком, Лахманом, братьями Гримм, Боппом ( основателем сравнительного языкознания) и другими. [36]
Там было немыслимо положение, навязанное теперь афинянам, так сказать, без их участия и несомненно против их воли. Там остававшийся из года в год неизменным способ производства средств к жизни никогда не мог породить таких словно извне навязанных конфликтов, такого противоречия между богатыми и бедными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Ирокезы были еще весьма далеки от власти над природой, но в известных, для них определенных природных границах они были господами своего собственного производства. Если не считать неурожаев на их небольших огородах, истощения запасов рыбы в их озерах и реках и резкого уменьшения дичи в их лесах, они знали заранее, на что могут рассчитывать при своем способе добывания средств к жизни. Этот способ должен был обеспечить средства к существованию - то скудные, то более обильные, но он никак не мог привести к непредвиденным общественным переворотам, к разрыву родовых уз, к расколу членов рода и соплеменников на противоположные, борющиеся друг с другом классы. [37]
Все виды государственного строя рушатся либо от внутренних, либо от внешних причин, когда государство с противоположным устройством находится вблизи или хотя и далеко, но обладает могуществом. Это мы видим на примерах гегемонии Афин и Лакедемона: афиняне упраздняли повсюду олигархические правления, лакедемоняне - демократические. Теперь почти все сказано о причинах, ведущих к государственным переворотам и междоусобным распрям. [38]
Подавил восстание египтян, поддержанное Афинами, но после победы афинян при Саламине ( 449) заключил с Афинами Каллиев мир ( 449), завершивший гре-ко-перс. [39]
Проявляющийся в трех видах, относящийся к трем сторонам; тройной. Троякое значение, п Не легко было греку, в особенности афинянину, устоять против троякого искушения: войны, славы и странствований. Грановский, Чтения Нибура о древней истории. [40]
Софисты профессионально занимались проблемами воспитания. О значении Ареопага высказал мысль, что руководить образованием молодежи должны самые мудрые афиняне. [41]
Другой способ распространения состоит в приобретении союзников, но с предоставлением себе в союзе главенства, верховной власти и права начинания общих предприятий. Третий заключается в приобретении не союзников, а подданных, как поступали Спартанцы и Афиняне. Из этих трех способов последний самый бесполезный, как доказал пример этих двух республик, павших именно потому, что они приобрели владения не по силам. Трудно и опасно насилием управлять городом, который привык к независимости. [42]
Афинянин как производитель товаров чувствовал свое превосходство над спартанцами, так как последние располагали для войны лишь людьми, а не деньгами, что Фукидид и высказывает устами Псрикла в речи, призывающей афинян к Пелопоннесской войне: aa iaai ТЕ Etoipiotspot ol аитоир - foi тшм avdpuiti) v т) XPWW 4oXE ( iElv [ люди, производящие для собственного потребления, скорее отдадут войне свои тела, нежели деньги ] ( Фукидид, кн. I, гл. Необходимо при этом принять во внимание, что даже в эпоху низвержения 30 тиранов 1г не насчитывались и 5000 афинян без земельной собственности. [43]