Молодой лектор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Мы медленно запрягаем, быстро ездим, и сильно тормозим. Законы Мерфи (еще...)

Молодой лектор

Cтраница 3


Успешная учеба, личный пример в общественно полезном труде должны характеризовать комсомольского работника и активиста учебного заведения. Всемерно развивать у будущих специалистов навыки организаторов, руководителей комсомольских коллективов, активно использовать в этих целях студенческие строительные отряды, факультеты общественных профессий, школы молодого лектора, общественно-политическую практику.  [31]

Изобретать самому прекрасно, но то, что другими найдено, знать и ценить - меньше ли, чем создавать. Хрестоматия и предназначена прежде всего для того, чтобы дать возможность начинающему лектору усвоить то, что другими найдено, следовать по пути изучения богатого опыта других лекторов. Хрестоматия позволяет молодому лектору приблизиться к решению этой триединой задачи.  [32]

Собственно, педагогическая работа была его основной профессией, по существу вся его сознательная деятельность связана с одним из старейших технических вузов страны - Московским высшим техническим училищем им. За это время неузнаваемо изменился не только уровень науки и техники, но и методология подготовки инженеров, направленность, объем их знаний и умения, получаемых в вузе. Шаумян одним из первых педагогов технических вузов осознал, что качество учебно-воспитательного процесса, квалификация выпускников определяются не только тем, чему их учили, но в первую очередь как учили. В той же лекции по вопросам педагогического мастерства он говорил: Самое трудное, что подавляет молодого лектора, - это многообразие технических достижений, это то богатство, которое сегодня дает наша и зарубежные страны в части технического прогресса. Сейчас имеется свыше сотни тысяч типов рабочих машин.  [33]

Воспитывают ли студентов организационные формы воспитания и средства воспитания, или воспитательной цели можно достигнуть только с помощью методов воспитания. Да, решающий результат воспитания достига-ется с помощью удачно использованного метода. Орг-форма и средства при неумелой методике не могут предотвратить неудачи. Например, лекция организационно может быть безупречной, а ее тема весьма выгодным средством, однако догматическое изложение может лишить лекцию убедительности и не дать никакого воспитательного результата. Но из этого не следует, что организационная форма и сами средства воспитания нейтральны в воспитательном отношении. Удачно найденная форма, например школа молодого лектора или выступление с лекциями перед родителями и населением, стимулируя активность и вызывая интерес студентов, превращают эти виды деятельности в эффективное средство воспитания.  [34]

В схеме нет центрального звена - чтения лекций, о нем речь пойдет ниже. Обобщая многолетние наблюдения за учебным процессом, видим, что начинающему преподавателю приходится, в первую очередь, думать над целевой установкой, содержанием и структурой лекции, подбором иллюстраций или сопровождающего эксперимента, над языковым ее оформлением и над другими сторонами. Тут все уровни подготовки практически переплетаются. Чувствуя ответственность, не - - опытный педагог старается включить в лекцию все, что окажется под рукой. А лекция получается неудачной, неубедительной, хотя в ней много фактов. Иной же, более смелый и самонадеянный начинающий педагог, не - углубляясь - в источники, идет на лекцию без подготовки, надеясь на интуицию. Лекция оказывается слишком общей, бездоказательной, лишенной научного смысла. У преподавателей математических и технических наук эти два случая дидактической неразработанности лекции заканчиваются так: в первом случае звонок застает молодого лектора где-то в середине доказательств, и преподаватель либо обещает закончить в следующий раз, либо отсылает недоумевающих студентов к учебнику; во втором случае преподавателю просто трудно заполнить время лекции, следуют бесконечные повторения, хотя студентам и не ясно, для чего все это делается. Впоследствии, после некоторых неудач, преподаватель, не придавший ранее значения дидактической и методической разработке лекций, приходит к выводу, что для чтения лекции одних знаний недостаточно.  [35]



Страницы:      1    2    3