Cтраница 3
С понятием маслянистости связывается способность предохранять трущиеся поверхности от износа и заедания, иными словами, способность образовывать на металлической поверхности масляную пленку высокой прочности. [31]
Для повышения маслянистости в масло вводят смолистые соединения. [32]
Тальк отличается маслянистостью, не свойственной никаким другим породам, химически инертен, нерастворим в воде и в кислотах. Характерной особенностью талька является изменение его свойств при прокаливании выше 900 С. [33]
Тальк отличается маслянистостью, не свойственной никаким другим породам, химически совершенно инертен, нерастворим ни в воде, ни в кислотах. В результате такой обработки тальк приобретает огнеупорность и, кроме того, твердость его возрастает с 1 до 7 по Моосу. [34]
Они обладают хорошей маслянистостью. Из-за повышенной стоимости производства пока применяются ограниченно. [35]
Итак, измеряется маслянистость просто - понижением трения, но взгляды на причины, обусловливающие маслянистость масел и механизм этого явления, весьма противоречивы. Ряд исследователей полагает, что полярные вещества ( известные как добавки, повышающие маслянистость), прочно адсорбированные и ориентированные на поверхности металла, являются защитой поверхности от износа. Другие же, как, например, К. С. Рамайя [43], считают это мнение несостоятельным, полагая, что вещества, повышающие маслянистость, снижают трение за счет химического действия на поверхность и полировки последней. [36]
Смазочные свойства ( маслянистость) являются важнейшей характеристикой смазочных масел, в особенности в условиях граничной смазки, которые создаются при высокой нагрузке, препятствующей образованию жидкостного слоя масла между трущимися поверхностями. Способность масел обеспечивать в этих условиях нормальную работу подшипников без заедания и повышенного износа не может быть объяснена их вязкостными свойствами и зависит от смазочной способности масел. Хорошие смазочные свойства масел облегчают скольжение между трущимися поверхностями и затрудняют утопыпение смазочного слоя и продавливание смазочной прослои ки между трущимися поверхностями. Причиной смазочной способности маслянистости является образование на трущихся поверхностях граничных фаз с правильным послойным расположением ориентированных молекул. Граничные фазы образуются в результате адсорбции поверхностно-активных молекул на металлических поверхностях и изменения в результате этою их взаимодействия с прилегающим маслом. Известно, что более высокой смазочной сносом яостыо, но сравнению с углеводородными маслами, обладают растительные и животные масла, содержащие в значительных количествах эфиры и кп слоты. Маслянистость нефтяных масел повышают добавлением к ним присадок, содержащих поверхностно-активные соединения. [37]
Добавки, повышающие маслянистость, могут представлять собой молекулы, содержащие не только полярные, но и неполярные группы. Так, например, углеводороды ряда С Н2п или С Н27г 2 могут образовывать на металлической поверхности слои ориентированных молекул - эти молекулы адсорбируются вследствие поляризации. Эффект ориентации неполярных длинноцепочечных молекул может быть достигнут введением в смазочный состав поверхностно-активных веществ в весьма небольшой концентрации. [38]
Ориентация молекул олеиновой кислоты на поверхности воды. [39] |
Считают, что маслянистость связана с избирательной адсорбцией на трущихся поверхностях поверхностно-активных молекул, содержащихся в масле или специально введенных в масло для улучшения его смазочных свойств. Поверхностно-активными являются молекулы, содержащие полярную группу и углеводородный радикал. Поверхностная активность увеличивается с удлинением углеводородной цепи и увеличением асимметрии молекулы. Поверхностно-активные вещества, растворенные в одной из фаз двухфазной системы, обладают способностью адсорбироваться на разделе фаз ориентируясь полярной группой к т5 из фаз, к которой она имеет большее сродство. [40]
Герси предлагает оценивать маслянистость по коэффициенту трения. Однако само значение коэффициента трения для одной и той же смазки значительно изменяется, что видно из фиг. [41]
Смазочная способность ( маслянистость) относится к числу наиболее важных технических свойств масел. Между тем в литературе этому свойству придается различный физический смысл и выбираются несопоставимые показатели для его оценки. [42]
Присадки, повышающие маслянистость, так называемые проти-воизносные присадки, применяются для широкого ассортимента смазочных материалов, используемых на двигателях, работающих при высоких и сверхвысоких нагрузках. [43]
Для определения понятия маслянистости в разное время было предложено множество формулировок [4, 5, 6], из которых наиболее общая определяет маслянистость как такое свойство масла, которое обусловливает собой разницу в трении, большую, чем та, которая могла бы быть объяснена различием в вязкости масел, когда они применяются в идентичных условиях. [44]
Установлена адсорбционная природа маслянистости. [45]