Cтраница 2
Глубокая депарафинизация масел, достигаемая применением холода и растворителей, хотя и позволяет резко снизить температуру застывания масла, тем не менее экономически мало выгодна и, кроме того, нередко сопровождается падением ряда весьма важных качеств масла, а именно: уменьшается индекс вязкости масла, возрастает склонность его к кок-сообразованию, увеличивается летучесть масла ( следовательно, и его расход), снижаются маслянистость масла и стабильность его к окислению. Перед другими способами де-парафинизации масел метод добавок-депарафинизаторов выделяется доступностью и дешевизной, позволяющими ставить вопросе применимости его не только к смазочным маслам, но даже к таким дешевым и массовым продуктам, как, например, дизельное топливо. [16]
Кроме перечисленных выше присадок, имеются и другие. Есть присадки, повышающие маслянистость масла ( олеиновая кислота, стеариновая кислота и др.); известны антипенные присадки, предназначенные для борьбы с вспениванием масла ( силиконы), но они в настоящее время добавляются к смазочным маслам, вырабатываемым нашей промышленностью, только в отдельных случаях. [17]
Масла получают из дистиллятов парафюнистых нефтей, очищенных серной кислотой. Добавка растительного или животного жира увеличивает маслянистость масел по сравнению с обычными машинными. [18]
![]() |
Зависимость износа вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля ЯАЗ-204 от коррозионной агрессивности масла. [19] |
Органические продукты загрязнения, находясь в масле в тонкодисперсном состоянии могут повышать его противоиз - - носные свойства и этим уменьшать износ пар трения. Это происходит как за счет повышенной поверхностной активности асфальтосмол истых веществ, увеличивающих маслянистость масла, так и буферного действия углеродистых частиц, покрывающих микронеровности поверхностей трения и этим предохраняющих их от непосредственного контакта. Кроме того, органические продукты загрязнения, под влиянием входящих в них поверхностно-активных асфальтосмолистых веществ, адсорбируются на неорганических абразивных частицах и тем самым препятствуют их непосредственному контакту с металлическими поверхностями деталей, что снижает износ последних. Это показывает, что износ трения вызывается относительно крупными ( больше минимальной толщины масляной пленки) частицами неорганических загрязнений, а органические загрязнения, попадая в трущиеся пары, не только не вызывают их износ, а снижают его. [20]
Вопрос о природе пленок, образуемых антикоррозийными присадками на поверхности металла, в настоящее время еще не выяснен. Не исключена возможность, что в некоторых случаях пленки эти аналогичны тем, которые образуются под влиянием присадок, повышающих маслянистость масла ( см. ниже), тем более что некоторые антикоррозийные присадки ( фосфиты), невидимому, действительно способны повышать прочность масляной пленки при работе масла в условиях высоких давлений. В некоторых случаях возможно и чисто химическое взаимодействие с металлом молекул антикоррозийных присадок. [21]
Существенными частями аппарата Дилея являются две поверхности: нижняя поверхность имеет форму плоского диска, а верхняя состоит из трех вращающихся по диску пальцев, на которых расположен груз; верхняя поверхность через два вертикальных стержня сцепляется с пружиной, измеряющей силу трения. Диск опирается на круглую тарелочку, в которую заливается масло, подлежащее испытанию. При определении маслянистости масла круглая тарелочка, а следовательно, и диск приводятся в медленное круговое движение. Диск при своем вращении увлекает за собой три опирающихся на диск пальца, а вместе с ними и груз, и закручивает пружину до тех пор, пока пальцы не начнут скользить по диску и трение покоя ( статическое) между поверхностями не будет уравновешено натяжением пружины. Величина усилия, которая производит натяжение пружины, отсчитывается на шкале при помощи стрелок и по формуле преобразовывается в коэфициент статического трения. [22]
![]() |
Ориентация молекул в слое. [23] |
В нефтяных маслах всегда содержатся поверхностно-активные вещества, образующие на металле адсорбированную пленку. Количество этих веществ по мере работы масла в двигателе все время возрастает вследствие глубокого химического превращения и окисления углеводородов. Таким образом, основное значение при оценке маслянистости масла играет не количество поверхностно-активных соединений, а их качество, определяющее в первую очередь прочность образующейся на трущихся поверхностях адсорбированной пленки. [24]
Помимо перечисленных выше присадок, в масла для ГМКП требуется вводить также соединения, повышающие маслянистость смазочной пленки. Эти соединения служат для предотвращения вибраций, возникающих при работе дисков сцепления в режиме заедания-проскальзывания. Но при этом следует иметь в - виду, что чрезмерная маслянистость масла может вызвать пробуксовку дисков сцепления, поэтому концентрация такой присадки должна быть строго ограничена. Типичные сочетания соединений, предлагаемые в различных патентах США, являются вполне пригодными для применения в маслах по спецификации Тип А, Суффикс А. Поэтому рассмотрим такую композицию более подробно. [25]
Ди - и триизобутилены также подвергались оксо-реакции. Затем в условиях непрерывного процесса до 85 % диизобутилена превращалось в спирты, из которых 50 % составляли нониловые, а 35 % более высокомолекулярные спирты. Так как сложные эфиры этих спиртов с трудом омылялись, то они были предложены в качестве масел для смазки часовых механизмов. Очевидно также, что эти эфиры могли бы служить добавкой, повышающей маслянистость масел. [26]