Cтраница 2
АВ поверхностные слои колеса сжимаются ( в направлении вдоль площадки контактов), а опорного элемента - растягиваются. На участке ВС зоны контакта эти деформации протекают в обратном направлении. Деформирование слоев материала тел качения при их нагружении и раз-гружении протекает неодинаково ( из-за несовершенства упругих свойств), вследствие чего возникают внутреннее трение частиц материала в зоне контакта и микроскольжение. [16]
При недостаточной подаче смазки или ее периодическом нарушении беговые дорожки имеют приработанную, гладкоукатанную поверхность с завальцованными краями, а наплавленный слой имеет гладкую поверхность и равномерную толщину на всей окружности беговых дорожек. В этом случае происходит повышение температуры поверхностей тел качения, в результате чего зазор уменьшается и может произойти заклинивание и скольжение по беговой дорожке. Это приводит к оплавлению материала тел качения и его налипанию на беговые дорожки, материал колец подвергается усиленному износу, оплавляются и изнашиваются гнезда под тела качения. Как показывает опыт эксплуатации, в первую очередь разрушается подшипник средней опоры, который расположен в зоне более высоких температур. Передние и задние подшипники, как правило, разрушаются после среднего при работе турбины длительное время в условиях недостаточной подачи масла. Разрушение средней опоры приводит к смещению ротора в осевом направлении, выбору зазора между деталями ротора и корпуса, в результате чего происходит интенсивное изнашивание деталей ротора и корпуса и возникает резкое торможение ротора из-за задевания его лопаток за лопатки направляющего аппарата с последующим помпа-жем и заклиниванием ротора. Ротор ГТУ может подвергаться повреждениям при работе на критических режимах вследствие возникновения высокого уровня вибрации при резонансах. [17]