Cтраница 3
Методика и техника макетирования позволяют, вместе с тем, организовать конкурсное проектирование исходя из различных физических и художественных свойств макетных материалов. В одном случае проектировщикам-конкурсантам предлагают макетные материалы, с которыми они мало знакомы и, следовательно, возможны технические и художественные открытия. Некоторое время при этом уходит на освоение материала. В другом случае для участия в конкурсе отбирают художников-конструкторов, в совершенстве владеющих тем или иным материалом. Стадия освоения здесь отсутствует, вариантные решения ( их столько, сколько видов материала) получают быстрее. Конкурсное проектирование с использованием макетов различной структуры и разного масштаба менее эффективно из-за большого объема подготовительных работ. [31]
Болванка для ма лого макета легкового автомобиля ( дерево.| Каркас для макета легкового автомобиля, выполненный в натуральную величину ( дерево. [32] |
При небольших размерах болванки и малой массе макетного материала поверхность болванки специально не обрабатывают, поскольку естественной шероховатости древесины достаточно для удержания слоя макетного материала. Если болванка большая и масса макетного материала исчисляется килограммами и десятками килограммов, то на гранях болванки предусматривают специальные ребра из древесины или пенопласта, призванные предотвратить сползание больших масс пластилина. При этом устраняется возможность сползания пластилина в непредвиденном направлении. [33]
Древесину для изготовления болванок используют, когда есть уверенность в том, что в ходе макетных работ ее не придется дорабатывать, а слой макетного материала можно определить достаточно точно. Если такой уверенности нет, болванку рассчитывают так, чтобы между древесиной и макетным материалом находился слой легкообрабатываемого материала - пенопласта. Убавляя ( срезая) или наращивая ( приклеивая или прибивая) слой пенопласта, можно вести предварительную поисковую работу, исходя из представлений о том, в какой степени последующий вариант будет отличаться от предыдущего. [34]
В связи с этим в макетах масштаба 1: 2 5 имитируют все особенности внешнего вида реальных изделий, соответствующие подлинным материалам и технологиям. Трудоемкие в макетировании мелкие детали, а также детали, свойства которых плохо поддаются имитации в макетных материалах ( стеклянные, точеные металлические, прошедшие специальную обработку), получают из реальных материалов. Всевозможные стандартные элементы ( крепежные изделия, металлорежущий инструмент и др.) подбирают в соответствии с масштабом макета. Элементы для моделетеки получают из недеформируемых материалов, свойства этих элементов определяют фотопробой. Фотопроба дает возможность точно определить качество макетов для набора-конструктора, с тем чтобы фотогра-фии с них практически не отличались от фотографий реальных гизделий. [35]
Эффективность макетных работ непосредственно зависит от того, какой номенклатурой основных и вспомогательных материалов располагают художник-конструктор и макетчик, какими процессами обработки они владеют. Основные материалы непосредственно влияют на формирование проектного решения, вспомогательные обеспечивают необходимые конструктивные, технологические и функциональные качества макета ( прочность, жесткость, скрепляемость частей, их подвижность и Др. Классические макетные материалы аморфны. Из этих материалов макетчик, владея достаточным набором методов и средств их обработки, может изготовить макет любых форм и размеров. Такие материалы, как бумага, картон, древесина, оргстекло, пенопласт поставляют в виде заготовок определенных размеров и форм. [36]
Выбор макетного материала и способа его обработки - средство макетного поиска, поскольку каждый материал по-своему определяет методику, технику и результаты макетных работ. Изменение метода обработки материала ведет к изменениям внешнего-вида макета, смена материала открывает новое направление поиска. Специфические характеристики макетных материалов сохраняются в промышленных изделиях, определяя их выразительность. [37]
Болванка ( для макетов больших размеров - каркас) и слой макетного и имитационного материала - основные части макета. Болванка обеспечивает положение в пространстве, жесткость и прочность макета, его устойчивость при поворотах и перемещениях в процессе макетных работ, а также при транспортировании на большие расстояния. С помощью болванки макет крепят к разметочной плите, а по завершении работ - к подмакетной плите. Слой макетного материала ( необходимую толщину этого слоя рассчитывают заранее) используют для решения изобразительных и функциональных задач. [38]
Отработка формы снегохода ( ВНИИТЭ. [39] |
Это экономный, продуктивный и вместе с тем глубоко профессиональный метод поиска, основанный на умении художника-конструктора за несколькими рисками увидеть объемную деталь. Это своеобразный макетно-трафический поиск, для которого выбирают макетный материал, на котором можно рисовать. [40]
Разделение макета на несущую и надстроечную части произведено исходя из размеров кожуха передачи в задней части молота. Это характерный для художественного конструирования прием - основать решение на чем-либо ( формой, размером или положением) замечательном элементе, который приобретает качества основы композиции, несмотря на возможно малую функциональную и конструктивную роль. Художественная идея здесь носит самостоятельный характер, она не имеет связи с особенностями конструкции машины и материалом, из которого изготовлены ее основные части. В этих условиях художественный эффект, воплощенный в макетном материале, может оказаться неосуществимым в промышленном материале. [41]
При изготовлении макетов материалы используют в определенной последовательности. Поисковые работы целесообразно выполнять с помощью таких доступных и легкообрабатываемых материалов, как бумага и картон. Они позволяют находить соотношение объемов, определять пропорции, варьировать детали и выполнять другие характерные для поискового этапа действия, Далее применяют пластилин и пенопласт, которые позволяют отрабатывать детали, решать пластические задачи. Затем используют гипс, древесину, металл, которые требуют сложных приемов обработки, но дают ценные в художественном отношении результаты. В любом случае следует помнить, что не только свойства объекта определяют выбор макетного материала, но и, наоборот, макетный материал и способ его обработки влияют на свойства будущего объекта, в частности на его возможную конструкцию и материалы, из которых он будет изготовлен. [42]
При изготовлении макетов материалы используют в определенной последовательности. Поисковые работы целесообразно выполнять с помощью таких доступных и легкообрабатываемых материалов, как бумага и картон. Они позволяют находить соотношение объемов, определять пропорции, варьировать детали и выполнять другие характерные для поискового этапа действия, Далее применяют пластилин и пенопласт, которые позволяют отрабатывать детали, решать пластические задачи. Затем используют гипс, древесину, металл, которые требуют сложных приемов обработки, но дают ценные в художественном отношении результаты. В любом случае следует помнить, что не только свойства объекта определяют выбор макетного материала, но и, наоборот, макетный материал и способ его обработки влияют на свойства будущего объекта, в частности на его возможную конструкцию и материалы, из которых он будет изготовлен. [43]
Размеры болванок определяют на основе предварительных расчетов, а также результатов графического и объемного эскизиро-вания. Таким образом, размеры болванки должны быть меньше размеров макета, а насколько - это определяют расчетом. Уменьшение может быть значительным, если предстоит глубокий поиск, и совсем небольшим, если только предстоит уточнить детали и размеры. При определении размеров болванки принимают во внимание трудность и сроки выполнения макетных работ - чем меньше размеры болванки, тем больший слой макетного материала придется накладывать, тем больше срок изготовления макета, и наоборот. [44]
Листы накладывают на предварительно смазанную форму из дерева, гипса, пластилина, обжимают рукой, мягким валиком, стекой. Если лист рвется, разрывы заделывают тем же тестом. Когда деталь подсохнет, ее снимают с формы и сушат в теплом месте. Сухую деталь подвергают механической обработке ножом, стамеской, шкуркой. Для выравнивания поверхности и исправления дефектов применяют шпатлевку или грунтовку. Отделку производят эмалевыми ( кистью и напылением) и пленочными покрытиями. Технология приготовления и обработки папье-маше проста, поэтому материал можно использовать в поисковых и доводочных работах в сочетании с другими макетными материалами. [45]