Cтраница 2
Для уменьшения потерь в результате трения, отвода теплоты, защиты от коррозии, уменьшения шума при работе применяют смазку подшипников качения, причем используют жидкие и пластичные смазочные материалы. [16]
Титан и титановые сплавы имеют высокий коэффициент трения по стали ( 0 3 - 0 7), повышенную склонность к схватыванию и заеданию с материалом сопряженной детали. Применение жидких и пластичных смазочных материалов, а также твердых смазок не устраняет свойства титана к налипанию и задиру, вследствие чего титан и титановые сплавы применяют в парах трения со специальными смазками, антифрикционными покрытиями или с упрочнением трущейся поверхности различными видами химико-термической обработки ( см. гл. Для предотвращения схватывания и заедания резьбовых соединений крепежных деталей из титана применяют резьбоуплотняющую ленту ФУМ из фторопласта - 4Д по ТУ 6 - 05 - 1388 - 70, которой плотно оборачивают резьбу. Максимальная твердость титана HRC 40 - 42 может быть получена закалкой ( нагрев до температуры 1030 20 С) и старением при температуре 430 t 20 С. [17]
Титан и титановые сплавы имеют высокий коэффициент трения по стали ( 0 3 - 0 7), повышенную склонность к схватыванию и заеданию с материалом сопряженной детали. Применение жидких и пластичных смазочных материалов, а также твердых смазок не устраняет свойства титана к налипанию и задиру, вследствие чего титан и титановые сплавы применяют в парах трения со специальными смазками, антифрикционными покрытиями или с упрочнением трущейся поверхности различными видами химико-термической обработки ( см. гл. Для предотвращения схватывания и заедания резьбовых соединений крепежных деталей из титана применяют резьбоуплотняющую ленту ФУМ из фторопласта - 4Д по ТУ 6 - 05 - 1388 - 70, которой плотно оборачивают резьбу. [18]
Накоплен положительный опыт по применению избирательного переноса при трении как способа повышения износостойкости и надежности работы трущихся деталей машин практически во всех отраслях машиностроения. К нему относятся применение жидких и пластичных смазочных материалов в узлах трения бронза - сталь и бронза - хромовое покрытие, латунирование одного из элементов пары трения сталь - сталь и использование смазок, вызывающих избирательный перенос в латунном слое, применение металлоплакирующих смазывающих веществ в узлах трения сталь - сталь, выделяющих пленку на стальных поверхностях, применение металлокерамических композиционных ( с медью) материалов и пластмасс с наполнителями. [19]
Описано устройство различных смазочных систем и станций. Приведены физико-химические и эксплуатационные свойства жидких и пластичных смазочных материалов. Даны рекомендации по подбору смазочных материалов для агрегатов и узлов трения различных машин. [20]
До 1958 года, пока был жив Д. С. Великовский, мне больше приходилось работать с ним, поскольку я специализировался в области пластичных смазок и специальных жидкостей. Тогда Николай Иванович к нашей тематике относился скорее снисходительно, а не с интересом. Именно поэтому под его руководством кафедра превратилась в научно-педагогический коллектив, одинаково успешно работающий в области создания жидких и пластичных смазочных материалов, в основного поставщика специалистов-смазчиков разного уровня для нашей страны и дружественных государств. [21]
Твердые смазочные материалы, способные легко расщепляться под механическим воздействием, образовывать тонкую смазывающую пленку на поверхности трения или сопряженной поверхности во время скольжения, разделяющую трущиеся поверхности и обладающую низким коэффициентом трения, позволили разработать подшипники сухого трения. Действие пленки жидкого смазочного материала сводится к разделению трущихся поверхностей слоем жидкости и ослаблению силы сцепления между ними. Разница между твердыми и жидкими смазочными материалами главным образом количественная, но резкой границы здесь кет. Как следует из ГОСТ 23.002 - 78 жидкостная и твердая смазки относятся к видам смазок, при которых разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществляется соответственно жидким и твердым смазочными материалами. Однако по способам применения, отводу тепла и смазывающим свойствам жидкие смазочные материалы имеют преимущества перед твердыми и могут быть заменены твердыми только с ухудшением эксплуатационных характеристик. Это объясняется прежде всего меньшей долговечностью твердых смазывающих материалов из-за изнашивания. Их восстановление в процессе изнашивания либо невозможно, либо сопряжено с большими трудностями конструктивного и эксплуатационного свойства. Недостатком твердых смазывающих материалов является также затрудненный отвод тепла от смазываемых поверхностей, осуществляемый теплопроводностью. Поэтому нельзя говорить о том, что твердые смазочные материалы могут постепенно вытеснить жидкие и пластичные смазочные материалы. Их применение в этих условиях обеспечивает существенную экономическую эффективность, а иногда является единственно возможным решением. [22]