Cтраница 2
Хорошие результаты достигаются, как сообщает Айзенкольб [13], при пропитке пористых антифрикционных материалов синтетическим салом, похожим на парафин. [16]
Известно, что лучшими антифрикционными свойствами обладают материалы с мелкозернистой структурой, состоящей из твердых и мягких составляющих. Металлокерамические пористые антифрикционные материалы наиболее полно удовлетворяют этим требованиям. Метод порошковой металлургии позволяет широко варьировать химический состав антифрикционных материалов и вводить такие элементы, которые нельзя ввести в обычные литые материалы. Наличие пор обеспечивает превосходную прирабатываемость и позволяет с успехом использовать для подшипников материалы, которые в компактном состоянии не обладают антифрикционными свойствами, например железо. [17]
Некоторые материалы вследствие обычного металлургического процесса или искусственного пропитывания содержат вещества, способные служить твердым смазочным материалом; например, на приработанной поверхности конструкционного чугуна графит размазывается, образуя граничный слой. Такой же слой создается на поверхностях деталей из пористых антифрикционных материалов, пропитанных минеральными маслами, графитом и дисульфидом молибдена. В более широком понятии граничным смазочным материалом служит также политетрафторэтилен, когда им пропитывают пористые подшипниковые материалы. В свинцовистой бронзе, в твердой медной основе которой вкраплен свинец, последний при скольжении размазывается по поверхности, покрывая ее тонкой пленкой. Эта пленка по мере изнашивания сплава возобновляется. Дорожки качения и тела качения подшипника, работающего при температурах выше 300 С, покрывают иногда серебром для предохранения от окисления и для использования в качестве смазывающего материала. [18]
Работа самосмазывающихся подшипников в режиме гидростатического и гидродинамического трения обеспечивается в случае пористых металлополи мерных подшипников путем сообщения части пор с резервуарами жидкой смазки. Конструкция подшипников, содержащих специальные масляные карманы [27], позволяет осуществлять дозированную подачу смазки в течение длительного времени, повышает эффективность использования пористых антифрикционных материалов. В антифрикционных вкладышах / выполнены резервуары 4 для смазки и встроены теплопроводные перфорированные трубки 5, заполненные разлагающимися при нагревании газообразными веществами. Фрикционный разогрев вкладышей приводит к выделению газа, под давлением которого в зону трения вытесняется определенный объем смазки. Применение разлагающихся газообразных веществ позволяет создать инертную атмосферу в узле трения, что является одним из условий реализации в подшипниках эффекта избирательного переноса. [19]
При работе механизмов при высоких температурах, в химически активных средах и в вакууме жидкие смазки теряют свои свойства. В этих случаях применяют твердые смазки, к которым относятся графит, а также сульфиды и селениды молибдена или вольфрама. В опорах трения часто применяют металлокерамиче-ские самосмазывающиеся материалы в виде бронзо-графитовых и железо-графитовых материалов, где кроме твердой смазки ( графита) присутствует жидкая смазка, заполняющая поры материала. Применяют также пористые антифрикционные материалы на основе меди и серебра, порв. В этих случаях твердая смазка обеспечивает высокую несущую способность и малые коэффициенты трения. [20]